Американский президент Джо Байден снова оказался в эпицентре скандала, заявив о том, что у России нет ничего, кроме ракет и нефти. Для чего новая администрация США создает пренебрежительный образ Москвы, говорим с кандидатом исторических наук Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
Ядерная дубинка
– Серикжан Сагиндыкович, кому выгодно представление России как некоего медведя с дубиной и бочкой меда?
– Ни одно заявление политика столь высокого ранга не делается просто так. Вот и за этим заявлением кроются определенные цели, которые соотносятся с общей внешней политикой США. Стержень американской внешней политики – противопоставление себя остальному миру.
Универсальных принципов функционирования государства и общества нет. Есть общечеловеческие законы, которые соблюдаются в той или иной мере в большинстве стран. В то же время у каждого народа, общества и государства собственные исторические предпосылки развития, свой путь, а также свое представление о других народах.
В западном мире образ России чаще воспринимается как медведь с дубинкой. Вопрос только в том, что эта дубинка – ядерная. Байден заявил, что вся экономическая стратегия развития Путина – это оружие и нефть, больше ничего. То есть, одним махом смел и культурный, и научный потенциал страны.
– А что стоит конкретно за аполитичными заявлениями Байдена: закрепление образа империи зла за Россией, или, наоборот, попытка успокоить американцев тем, что Россия не обладает реальной силой?
– Думаю, создание образа врага – настолько устаревшая игра, что с ней давно пора заканчивать. Однако мы видим, что этот трюк с успехом эксплуатируется до сих пор. Нового президент Байден не придумал. Это ведь обращение не только к американцам, но и к остальному миру. Возможно, в нем есть какая-то доля правды. Ведь что касается собственного населения России, то оно больше оценило бы внутренние достижения власти, нежели внешние. Есть поговорка: «Политика есть узкое выражение экономики». У России большой военный потенциал, но свои экономические ресурсы она использует не рационально.
Так демократию не строят
– Джо Байден также заявил, что Россия вмешивается в предстоящие выборы в Конгресс США 2022 года...
– По накалу страстей выборы в Конгресс не уступают президентским. Вопрос о вмешательстве достаточно трудно доказуем. При этом в политике для достижения собственных целей, как говорится, все средства хороши, а победителей не судят. Поэтому слухи о российском вмешательстве в американские выборы мы будем слышать до тех пор, пока две страны не договорятся и не наладят партнёрские отношения. Обе американские партии будут использовать теорию вмешательства в свою пользу. Хотя сами американские спецслужбы достаточно активно прослушивают своих же европейских союзников.
– Нет ли у американского президента желания представить Россию как государство, не способное установить демократию в горячих точках планеты, в той же Сирии, Афганистане и т.д.
– Во-первых, каждый народ должен самостоятельно решать, по какому пути развития ему следовать. Есть страны, которые успешно реализуют собственную модель, комбинируя различные формы демократии, автократии, монархии и т.д. В настоящее время нет четких рамок и форм демократии, какой она должна быть в идеале. Никто не имеет достаточных представлений об этом, несмотря на множество книг и теорий.
Во-вторых, общественный строй в странах Запада тоже не идеален. Единственное, что мне импонирует, это государственно-общественное устройство в странах Скандинавии. Эти государства демонстрируют, как люди должны взаимодействовать во благо себя и всех, не вмешиваясь в чужие дела.
Построение демократических обществ в Сирии и Афганистане – это вопрос выбора населения этих стран. Им предстоит пройти большой путь от прекращения военных действий, заключения договора между противоборствующими сторонами, воссоздания собственных экономик и тех сфер жизни, что были разрушены во время войны. Построить демократическое государство невозможно одномоментно, для этого требуется консолидация государства и общества.
Ни США, ни Россия не продвинулись далеко в построении демократии в Сирии и Афганистане, так как не это было их целью. В данных конфликтных зонах державы отрабатывали собственное новое вооружение, тактику, стратегии и иные задачи, которые нужны только им, а не народам воюющих стран. Такими методами демократию не построишь.