Трактовка образа великого просветителя в советское время была несколько иной, чем сейчас. Очень много имен, стоявших рядом с Алтынсариным, попросту умалчивалось. Да и о некоторых фактах жизни Ибрая зачастую не говорили.
Его ценили всегда
Бытует мнение, что Алтынсарину стали отдавать должное только сейчас. Это не совсем так. Первооткрыватель степных школ пользовался большим авторитетом и в советской педагогике. Его имя в республике всегда ставили рядом с именами Ушинского, Толстого, Сухомлинского.
Если посмотреть навскидку советские издания для детей, то одним из наглядных примеров может служить «Библиотека мировой литературы для детей». В семнадцатом томе «Повестей и рассказов писателей-классиков народов дореволюционной России» мы видим Ибрая Алтынсарина в одном ряду с Иваном Франко, Якубом Коласом, Шолом-Алейхемом и другими. Такие рассказы, как «Сын бая и сын бедняка», до сих пор высоко ценятся казахстанскими учеными как одно из самых мудрых и поучительных произведений. Например, побывавший недавно в Костанае академик Национальной академии наук РК, доктор философских наук, общественный деятель Ғарифолла Есiм сказал: «Эта сказка обязательна к прочтению каждым ребенком, в ней заложены моральные принципы, которых человек обязан придерживаться всю жизнь».
Среди золотых имен на ниве казахского просвещения Ибрай Алтынсарин всегда стоял и будет стоять рядом с Абаем Кунанбаевым, Чоканом Валихановым и Ахметом Байтурсыновым.
– На советское время в этом плане обижаться нельзя, – считает доктор филологических наук Алмасбек Абсадык. – Об Алтынсарине писали много, его издавали, изучали. В те годы, когда была объявлена ликвидация безграмотности в Казахстане, Ибрай Алтынсарин стал знаменем борьбы с неравенством, в том числе и образовательного плана.
Второе рождение
Полвека назад самый авторитетный советский журнал для учителей «Семья и школа» опубликовал большую статью под названием «Непременно быть полезным человеком». Авторы – академик Абдыхамит Сембаев и профессор Амиржан Ситдыков. И Сембаев, и Ситдыков стояли у истоков казахстанской педагогики, поочередно возглавляли НИИ педагогических наук имени Ибрая Алтынсарина. Эти два ученых совместно создали немало трудов о великом просветителе. Во многом благодаря им произведения Учителя стали известны далеко за пределами Казахстана.
«Но значит ли все это, что Алтынсарин был одиноким подвижником, черпавшим силы лишь в личном мужестве? Думается, такое заключение все же было бы неверным. Поддержкой и опорой была для него, прежде всего, вера в силы своего народа, – писали ученые в журнале «Семья и школа». – Несмотря на вековую нищету, бесправие, влияние религии, в казахском народе всегда жило стремление к свету знания, всегда сохранялась мысль о том, что образование и воспитание – важнейшая жизненная необходимость, своего рода второе рождение человека, превращение его в подлинную личность».
Второе рождение после обретения Казахстаном независимости переживает и историческое наследие Алтынсарина. Публикуются факты, которые ранее умалчивались, а также имена сподвижников и друзей.
– Раньше история зарождения алтынсаринских школ подавалась как личный подвиг Ибрая Алтынсарина, – говорит Алмасбек Абсадык. – Это, бесспорно, так. Но нельзя представлять эту историю так, что вот стоит один Ибрай, и вокруг него никого нет. Ибрай не был один. Были люди, которые ему помогали, у которых он многому научился. Это такие выдающиеся представители своего времени, как Николай Ильминский, Василий Катаринский, Василий Григорьев. С ними Алтынсарина связывала настоящая дружба. Но в советские учебники эти люди попасть не могли, так как один был христианским миссионером, другой – чиновником, третий тоже состоял на царской службе.
По словам Алмасбека Абсадыка, биография просветителя еще полна белых пятен. Что-то следует уточнить, что-то дополнить. Ибрай Алтынсарин был человеком небедным, имел большой авторитет в Степи. Но при этом он был лишен каких-либо социальных, гендерных или расовых предрассудков. В его школах учились богатые и бедные, юноши и девушки, казахи и русские. Ибрай любил говорить: «Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны, особо рожденных не было и нет на этой земле».