Завершился археологический сезон на Новоильиновском некрополе. Главный археолог Эмма УСМАНОВА назвала находки уникальными.
Эмма Усманова – научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. Букетова и куратор Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья.
Чтобы передать энергетику и темперамент ученого, важно отразить оттенки беседы с ней. «КН» позвонили, когда археолог выходила на перрон Карагандинского вокзала.
Редкий сосуд
– Только приехала с раскопок. Позвоните позже, часа через два.
– Вы освободились?
– Я никогда не освобожусь. Татарские женщины редко освобождаются. Только перед смертью – когда будет последний вздох. Такова природа нашего народа. Ну, говори, что надо?
– Какие находки вы обнаружили в Новоильинском некрополе? (район Б. Майлина. – Прим. авт.).
– Находки важны тем, что доказывают правоту некоторых наших теорий. Назову сосуд с ручкой кошачьего образа. Это явно Асарская культура – Сырдарья. Оттуда, видимо, пришел. Этот сосудик редкий, драгоценный. В нем осталась накипь. Дважды ремонтировался, значит, был дорог.
– А как в древности перевозили горшки так, чтобы они не разбились?
– Этого я не знаю. Но люди были совершенной мобильности. Наш Тургайский прогиб – это выход на Туранскую низменность (равнинная часть Средней Азии и Южного Казахстана. – Прим авт.). И казахи-кочевники передвигались здесь с летников на зимники. И в бронзовую, и железную эпохи всё было также. Место наших раскопок – это такая транскультурная территория, зона взаимодействия культурных коммуникаций, коридор встреч.
Зона контактов
– Транснациональная трасса, если современным языком?
– Можно, наверное, так сказать. Нашли мы редкую бусину. Она также южного происхождения. Из кальцита – вещь, которая пришла к нам издалека. А вот золото здесь не оставляли. Восточный Казахстан – это Герос. Там богатые золотые погребения.
– Герос?
– Это греческое слово. Можно обозначить, как Долина Царей, погребения статусных лиц. У нас проходная зона и тем она интересна. Подчеркивает, что Костанайский район Верхнего Притоболья – зона высококонтактируемая. По нашим находкам эти моменты контактов замечательно прослеживаются. Вообще наше место раскопок было выбрано древними ввиду своей яркой ландшафтной позиции. Берег реки высокий, просматривается со всех сторон. Копаем бронзу, встречаем рядом ранних кочевников, затем раннее тюркское погребение, и вот вам, пожалуйста, кипчаки – современное казахское кладбище. Это место облюбовано.
Они не мы
– Вы как-то обмолвились, что сарматы говорили: «Думай, как гора».
– Я говорила про андроновцев. А выражение принадлежит индейцам Сиу. Думать надо, как природа, а не засорять ее (Эмма Радиковна выразилась грубее, но похоже), как сейчас. У них было экологическое мышление. Нисколько не говорю, что это был золотой век. Нет, это была трудная жизнь, люди жили мало – до 40-45 лет. Климат был таким же, может, чуть влажнее. Надо было кушать, одеваться, обогреваться. Как зимой выживали?
– Они жили в постоянном страхе...
– ...Не знаю я. Чего вы придумываете? Что за страх? Это мы в своем страхе. Они жили соразмерно с ритмами природы. У них было другое отношение к смерти. Вы что, там жили? Разговаривали с ними? Жизнь и смерть воспринимались как природное явление. Это мы боимся «Мерседес» потерять. Материальное сильно захватывает нас. А андроновцы чисто жили. Это видно по поселениям, погребальным сооружениям. Это отношение было такое. Представьте, они зимой умирали. Лопат же не было. Как они хоронили?
– Как?
– Ну вот. Видимо, были специальные хранилища. Мы находим погребения, где кости разрозненны. Это очень интересный мир. Это совсем не мы. Мы ведь накладываем нашу точку зрения на их мир. А их мир был другой. Он был ритмичный – как солнце встает и заходит. Так и человек зашел, ушел, вошел новый... Это бесписьменная культура. Мы можем только по знакам того, что они оставили, по крупицам восстанавливать их мир. Что и делаем.
15 августа празднуется профессиональный неофициальный праздник археологов. Лисаковская археологическая экспедиция – это команда людей из разных городов. Они приезжают каждый год и без них невозможны открытия. Поздравляем «детективов времени»!