Новая летняя кухня для паломников рядом с мавзолеем батыра Барака Карабалуанулы в Сарыкольском районе готова. Святое место преображается благодаря в том числе таким людям, как Айтжан Есенгельдинов.
Оставить имя
На это место Айтжан Есенгельдинов приезжает уже двадцать лет. Его заботами в домике для паломников в свое время появилась новая крыша, окна. Три года назад – кирпичная юрта, в которую Айтжан Тайгенович привез из дома ковры, корпе, посуду. В этом году два месяца работы, и на смену старой, разрушающейся кухне пришла новая, с надежными стенами, крышей, большим столом, двумя печами.
Организовать здесь работы – дело не на раз-два. От города ведь далеко. Но в характере Айтжана Тайгеновича доводить начатое дело до конца. Вот уже и щебнем засыпаны дорожки от домиков до кухни, скоро уложат брусчатку. Станет еще уютнее.
В планах построить в следующем году еще одну юрту для паломников. Ведь в иные дни их столько, что разбивают палатки.
– Когда конь уходит, оставляет седло, когда уходит мужчина, он оставляет свое имя, – говорит Айтжан Есенгельдинов. – То, что делаю, останется людям. Стараюсь не для себя. К Бараку аулие приезжают люди любого вероисповедания. Всевышний един, хоть и вера разная.
Татьяна, супруга Айтжана Тайгеновича, гордится мужем:
– Он большую часть жизни посвятил и посвящает благотворительности. Причем от всей души. Барак аулие помог нашей дочери, которая долго не могла стать матерью. После нескольких дней молитв она родила троих детей. Так что у нас пятеро внуков.
По стопам товарищей
Сауле и Серик Батыргалиевы лет пять планировали приехать на это святое место. Но не складывалось – то одно, то другое. Татьяна Есенгельдинова успокаивала Сауле: раз не получается – значит, дорога для них пока не открыта. В этом году желание и возможности совпали. Да еще, что символично, накануне дня рождения Серика.
Вместе с родителями приехал и сын Валихан. Ну вот баран зарезан. На печах готовится мясо. Пыхтят самовары.
– Здесь испытываешь необычайные чувства, – говорит Валихан. – Мне спокойно, нет суеты. Мысли словно очистились, проблемы ушли на второй план. Хочется свой вклад тоже внести. И я даже знаю, что сделаю.
– Я тоже, – вторит его отец, Серик. – Сегодня наметилась тенденция – духовное возрождение культуры казахского народа. И тем ценно, что каждый из нас может сделать мир чуточку лучше.
И Булат Ишманов с супругой Аллой не в стороне от добрых дел. Решили отделать деревом колодец. Привезли строителей, материал, и, пока варился бешбармак, старый колодец обрел новую одежку. В нем вода, которая хранится по полгода и не пропадает. Святая, уверены все паломники.
– Без прошлого нет будущего, – говорит Булат Ишманов. – То, что мы делаем, крупицы, мелочь. Очень хочется, чтобы наши дети посещали святые места, становились духовно богаче. Как здесь не подумать о душе, о жизни, о том, куда идти дальше, как оставаться при любых обстоятельствах человеком. Зачем ехать за тысячи километров на места силы, когда у нас есть свои?
Задел на будущее
На наружной стене дома для паломников под самой крышей ласточки свили гнездо. А, как известно, эти щепетильные птицы выбирают для птенцов спокойное, безопасное и светлое по энергетике место.
На заборе мавзолея платочки. Их женщины завязали, чтобы напитались энергией места. Татьяна Есенгельдинова протягивает мне платок. Его можно прикладывать к больному месту, объясняет она, помогает от бессонницы, головных болей и душевных невзгод.
...Женщины накрывают на стол. На почетном месте потомок Барака-ата Сагиндик Хасенов. За дастарханом идет неторопливая беседа. У каждого своя чудесная история, связанная с Бараком аулие. А я подумала, что, если каждый, кто приезжает за благословением, здоровьем, исполнением желаний, что-то сделает для этого места, лет через двадцать здесь может вырасти целый мемориальный комплекс. Памятник истории и особое место силы. Силы, способной исцелить, подарить надежду и сделать мир чище.