С митрофорным протоиереем Виктором Аркадьевичем Петровым, настоятелем церкви в честь иконы Казанской Божьей Матери в поселке Затобольске Костанайского района мы беседовали вскоре после его возвращения из паломнической поездки в Иерусалим. А материал, как может заметить читатель, выходит как раз в канун православного Крещения.
- Отец Виктор, какая зима в Иерусалиме? Жаркая или прохладная?
- Зима – хорошая, легкая для паломников. Чувства усталости не было, хотя много довелось ходить, видеть, думать и чувствовать.
- Хорошо вы сказали, но иногда паломники ощущают себя частью большого туристического бизнеса, источником чьих-то доходов, тогда как цель их более важная и личностная.
- Такое случается, особенно когда формируются большие группы паломников, бывает много суеты, люди часто отвлекаются на бытовые мелочи. В нашей же группе было всего четверо, и нам ничто не мешало увидеть в Иерусалиме то, что мы хотели.
- Политика не мешает паломникам?
- В Иерусалиме было спокойно. Никто не проявлял вражды. В нашей группе были американцы, с русскими корнями. Но в наших беседах политика занимала одно из последних мест.
- Но можно ли назвать священный город Иерусалим средоточием мира и умиротворенности? С древних времен право считать этот город своим оспаривали многие государства и правители, а также христиане, мусульмане, иудеи…
- Действительно, в Иерусалиме располагаются святыни авраамических религий – иудаизма, христианства, ислама. Для евреев святыней является Храмовая гора и Стена плача – западная стена Иерусалимского храма. И для мусульман мечеть на Храмовой горе – тоже святыня. Христиане всех конфессий считают святынью ту землю, по которой ступала нога Иисуса, там возведены церкви, их очень много. Наш главный храм – Храм Воскресения Христова или Храм Гроба Господня - тоже находится в Иерусалиме. Я бы посоветовал всем, кто направляется в Иерусалим, побольше читать об истории этого великого города. Она очень интересна и поучительна.
- И это очень длинная история, ей тысячи лет. Можно сказать, что еще это история войн и завоеваний. Она и сегодня тревожит религиозных фанатиков.
- Думаю, что это не относится к тем людям, которых мы называем верующими. Которые несут в мир свет, доброту и любовь, а не вражду. Я говорю это не только о христианах – наши братья-мусульмане тоже стремятся к миру, созиданию и терпимости.
- Отец Виктор, не означают ли ваши слова, что мы должны не замечать, что происходит сегодня в мире?
- Религиозные противоречия мы не можем не замечать, но мы не должны духовную жизнь человека или общества в целом ставить в рамки этих противоречий. У меня спрашивают иногда: уверенно ли себя чувствует православная церковь в Казахстане? Я отвечаю: да, православные люди чувствуют себя в Казахстане хорошо, никто не ущемляет чувства верующих. Государство и Президент оказывают православной церкви поддержку, наши нравственные основы защищены. Также, наверное, могли бы ответить на ваш вопрос иудеи, представители других конфессий. Религиозное согласие очень много значит для государства.
Чувства верующих осознанно оскорбляют тогда, когда не хотят мира, согласия. Все должны извлечь урок из печальных событий, потрясших Францию. Мы будем молиться о том, чтобы такое не повторялось.
-Спасибо, что ответили на наши вопросы.