В этот старинный денисовский поселок нас пригласил читатель «КН».
Сквозь пыль времён
Анатолий Котельников сейчас живет в Денисовке, но его предки родом из Георгиевки. Это 53 км от райцентра. А родилась Георгиевка в далеком 1837 году, как казачья станица Новолинейного района Оренбургского казачьего войска. Назвали поселок в честь Святого Георгия Победоносца, покровителя воинов. Село входило в Челябинскую область, а в 1939 году советской властью было передано нашей, тогда Кустанайской, области.
Жизнь как песня
Поселок нас встретил множеством брошенных домов. Но часть строений стоит, не сдается. Как и их хозяева. Едем в гости к старожилу Валентине Колыхановой. Она на днях отметила 80-летний юбилей. Но столько этой энергичной женщине не дашь.
Сидим в летней кухне и рассматриваем фотографии. Черно-белые фото смешались с цветными, современными, с детьми, внуками и правнуками. Как жизнь причудливо переплетает прошлое и настоящее... В углу икона Святого Георгия, рядом икона Божьей Матери, вышитая бисером собственноручно Валентиной Ивановной. Она родилась в роковом 1941-м. Утром мама проводила отца на фронт, а вечером родила дочку. Отца девочка увидела лишь шесть лет спустя.
Трудными были послевоенные годы. Четверокласснице Вале приходилось полоть колхозные поля картофеля, бахчевые. Угля не было, топили кизяком. План детворы – тысяча кизячинок для колхоза и столько же для школы. Отлынет от дела ребенок – мама не получит трудодень. Такое детство...
Нашу собеседницу выручал озорной и веселый характер. Даже когда было совсем невмоготу, она, оптимистка, пела. Причем пела хорошо. Даже мечтала поступать на вокальный, но когда заболели родители, стало не до учебы. На старшеклассницу свалилась забота обо всем хозяйстве. Тогда она быстро освоила профессию швеи. Вскоре вышла замуж.
– Сорок девять лет с мужем пропели как соловьи, – говорит женщина. – Поужинаем, бывало, а потом поем. Тринадцать лет его нет со мной. Скучаю...
Поет Валентина Ивановна русские, украинские, казахские песни. В свое время ее мама взяла на постой две казахские семьи, оставшиеся без крова в военные годы. С тех пор она им апашка, на семейные праздники зовут. Вот и сейчас затянула песню с подругой Валентиной Березиной. У подруги голос, ей богу, как у Зыкиной.
«Ещё три дня посижу на пепелище»
– Сердце болит, что деревня пропадат (именно так, с казачьим говором. – Прим. авт.), – голос Валентины Ивановны задрожал.
В советское время Георгиевка была на втором месте в районе по населению, теперь здесь едва насчитается 220 человек. Причем 60 из них – пенсионеры. В Георгиевке сегодня нет медпункта, конторы, библиотеки – все несколько лет назад перевели в Аршалы (центр округа). Пенсию привозят в магазин. А вот лекарствами надо запасаться заранее. Медпомощь готовы оказать в Комаровке. Но чтобы получить системы, придется ехать за 24 км, нанимая такси за тысячу тенге. Так никакой пенсии не хватит. Зато работают два магазина, в них есть все.
– Нет производства – нет и людей, – резонно замечает аким Аршалинского сельского округа Бахчан Досумов. – Георгиевка – единственный поселок в районе, где нет крестьянского хозяйства. Наши люди не предприимчивые, зато такие трудяги...
В этом году закрыли школу. Детей практически нет. А раньше, говорит Валентина Колыханова, в одном переулке только 64 ребенка жили. Село было большое. Но сегодня оно, словно река, обмелело. Река, кстати, здесь заросла тиной и уступила водную гладь камышу. Но рыба еще водится.
– Молодежь до октября работает, а потом всю зиму сидит, – рассказывает Валентина Ивановна. – Хорошо, что бабушки есть с пенсией. Дети меня зовут в город. А как я уеду из Георгиевки? Здесь вся моя жизнь прошла, родные похоронены. Даже если все развалится, еще три дня посижу на пепелище...
Женщина не просто живет и наблюдает. Старается отстоять хоть то, что осталось. Сейчас борется, чтобы столовую не закрыли. Мечтает, чтобы признанный аварийным спортзал отремонтировали. Чтобы было где оставшимся молодым мужчинам заниматься. Тем более что ее сын – тренер. Живет в Георгиевке.
В 2014 году сельчанка инициировала сбор средств на возведение Поклонного креста на месте Георгиевской церкви. Стены, которые доживали век, в конце 90-х растащили. Остался фундамент. Епархия одобрила идею, деньги собрали, с документами помог Анатолий Котельников, и крест поставили. Она часто приходит сюда помолиться.
Кстати, за продолжение казачьих традиций Валентину Колыханову наградили юбилейной медалью Оренбургского казачьего войска и благодарностью за активное участие в возрождении и объединении казачьего народа. Жаль, такие люди, как Валентина Колыханова, цельные, сильные духом, неравнодушные, готовые погибнуть с родным селом, нынче диковинка. Как из Красной книги.
Верный летописец
Михаил Зубарев – тоже коренной георгиевец. Работал участковым инспектором. Потом школа МВД. На пенсию Михаил Геннадьевич вышел в звании подполковника в 1998 году и уехал на ПМЖ в Германию. И именно за рубежом начал писать книгу о Георгиевке. А еще у него есть сайт. Да, о Георгиевке.
«В 2008 году я научился работать на компьютере и решил найти сведения о своем дяде Михаиле Евстифееве, погибшем в Великую Отечественную войну. Когда искал, обратил внимание на воинов из Георгиевки, – написал нам Михаил Геннадьевич. – Стал собирать о них сведения ради любопытства. А когда набралось более ста фамилий, решил увековечить о них память в книге. Более пятнадцати лет собирал сведения и параллельно решил узнать историю образования моего поселка. По всей видимости, обуяла меня ностальгия. Ведь там прошло мое детство, там живут родные, похоронены родители.
Когда писал книгу о фронтовиках, мне показалось несправедливым забыть и тех, кто приехал на освоение целинных земель. Стал искать родственные связи, уточнять данные. С этой целью дважды приезжал из Германии в Георгиевку, и только в 2017 году вышла, изданная на собственные средства, книга о фронтовиках Аршалинского сельского округа. Мне очень помог Анатолий Котельников. А в 2019 году свет увидела книга о моем селе «Георгиевка – источник жизни». Я люблю свой край, свою деревню. Жаль, что она угасает...».
Из книги Михаила Зубарева:
«Для того чтобы прекратить разбой на пограничной линии, было принято решение перенести границу в глубь киргизской степи на 100-150 верст и тем самым разъединить башкир и казахов окончательно... Строительство пограничной оборонительной линии продолжалось с 1835 по 1838 год. В 1837 году на правом берегу реки Камышлы-Аят был заложен редут. Затем возле редута возникло поселение Георгиевское, названное в честь первых поселенцев казаков упраздненного Ставропольского калмыцкого войска, которые были переведены из крепости Георгиевской, ныне город Георгиевск Ставропольского края».
По легенде...
– В 1857 году жители Георгиевки за свой счет и своими силами построили деревянную церковь, – рассказывает Анатолий Котельников. – До наших дней сохранилось изображение храма, поставленного на высоком цоколе из бутового камня. Обычная деревянная походная казачья церковь. По рассказам старожилов, было два колокола. После закрытия церкви в 1921 году колокола сняли. Один отправили в Троицк на переплавку. Второй, по легенде, закопали недалеко от церкви. Несколько лет назад в поселок приезжали «черные копатели» с металлоискателем. Не нашли.
После закрытия храм переоборудовали в сельский клуб. В 1980-е годы в поселке построили новый клуб, а здание церкви стояло заброшенным и постепенно разрушилось. В 2014 году в его алтарной части установили Поклонный крест.
Цифры говорят
На 1 января 1839 года в поселении проживало 53 мужчины. В 1900 году – уже 909 жителей, в 1926 году – 1121 человек, в 2009 году – 240. Сейчас чуть больше двухсот...
Корреспонденты «КН» пишут свой букварь населённых пунктов Костанайской области, выбирая в командировках точку назначения по алфавиту. Нас интересуют как положительные примеры, уникальные люди, так и проблемные точки региона. Хотите подсказать направление? Пишите журналистам на редакционный WhatsApp «КН» 8 (777) 442-11-22.