1 сентября летние каникулы заканчиваются и у городских автобусов. Студенты и школьники вновь составляют большой трафик пассажиропотока. «КН» взглянули на сентябрьские маршруты.
Ждать
Я не ездил на автобусах с начала пандемии, просто работа находится рядом с домом. В последний раз платил за проезд монетами, а теперь на маршрутах Костаная 7 способов безналичной оплаты.
- Ну что ты ёрзаешь карточкой. Положи и держи, - злится водитель 38 маршрута.
Устройство считывает банковскую карточку не сразу. Проходит где-то две-три секунды, прежде чем раздается сигнал.
Совет: Положить карточку на поверхность терминала и ждать. Не двигать карту, не искать лучшего сигнала.
Запрет
Я приехал в 8 микрорайон по делу. Мне нужно было передать посылку в Германию. В Костанае гостил муж моей сестры из Рейнланд-Пфальца. У меня зазвонил телефон - дядя Валера из этой же земли:
- Я не смог ответить на твой звонок, - говорит он. – В автобусе ехал. Саша в субботу улетает, поищите в Костанае лекарство (название).
- Хорошо. А что в бусах нельзя разговаривать по телефону?
- На входе табличка висит с запретом.
Окошко удивления
- Да не. Кто тебе чего скажет, негромко говори сколько угодно, - рассказывает Саша. – В Костанае, кстати, автобусы немецкие, да?
- Доживают у нас свой век.
- Не скажи, «Мерседесы» бодрые. В эти дни много на них поездил. На автобусах хорошо рассматривать город. В машине разговариваешь, отвлекаешься. А бус с оптимальной скоростью идет. Я в окошко удивлялся - город резко вырос. Новые дома, стройки. Особенно, рядом со вторым Костанаем. И кирпич хороший.
- А у вас сколько проезд?
- 2 евро в Монтабауэре.
- 1000 тенге – мечта наших перевозчиков…
Справка: Проезд безналом – 80 тенге. Наличными – 150. В среднем за день один бус перевозит 700-800 пассажиров.
Характеры
Отправился в район «Плазы». Зашел в полупустой автобус, в заднюю дверь. (На маршрутах 18, 24, 27 правило входить через переднюю). Школьница села рядом - тихая, в очках, в костюме. Не рассмотрел герб на лацкане. Стоило пошевелиться, она тут же взглядывала на меня – не собираюсь ли я выходить. Даже неловко. Сидел, как каменный.
- А по вам кто-то ползёт, - говорит моя соседка девушке в баскетбольной майке со шрифтом NBA Bulls Regular.
- Ой, - запаниковала девушка и стала хлопать ладонью по спине. – Упала? Спасибо.
Тесно, жарко, но атмосфера благожелательная. Компании общаются, одинокие пассажиры втыкают в смартфоны, кто-то громко разговаривает по телефону. Есть люди, которые, кажется, хотят, чтобы их беседу слышали все.
- Мне завтра подвигаться надо… Зарплатную карточку поменять! Зарплатную карточку поменять! Я не собираюсь на весь автобус кричать, чтобы ты услышала, - кричит молодой человек.
Новые люди
На остановке «Детский мир» вошли клерки –дресс-код, белые блузки, корпоративные галстучки, пиджаки. На «Юбилейном» погрузился десант студентов. (Близость университета). Прозвал их рюкзаками – они будто родились с ними. Некоторые девушки носят на плече эко-сумки с длинными ручками.
Жарко, но потные люди не мучат. Ветерок из открывшейся двери доносит запах парфюма. То мужской, то женский - иногда они смешиваются. Автобус молодой и следит за собою. Или мне просто повезло. Начало учебного года – завязываются знакомства. «А ты какого года рождения?» - популярный вопрос.
Конечная остановка. Студенты – новые люди – ручьями растекаются по новым микрорайонам, по новым домам из нового кирпича.
Вечер
Я объехал Костанай вдоль и поперек. Саша прав - автобус подходит для экскурсий. Особенно вечером. Солнце в полдень грубое, светит прямо над головами - подчеркивает на лицах морщины, изъяны, тени. А вечером свет мягкий, рассеянный, в низком ракурсе, немного похож на сепию. И люди умиротворенные, даже задумчивые. Тоже смотрят в окошко, а не в телефон. Картинки судеб проплывают мимо.
Мальчик держит на руках собаку, девочка ловит воздушный шарик, пара идет - девушка с букетом. А позади еще один парень с цветами, будто догоняет. «Забавно, если он сейчас догонит, подарит девушке цветы, а потом два молодых человека подерутся», - подумал. Но бус поехал дальше, и фантазии остались без продолжения. И пассажиры, которые входили и выходили – лишь на несколько мгновений становились частью моей жизни, а потом навсегда исчезали. Тихая грусть. Окна в домах зажигаются.
Болван
Сижу в 13 маршруте, время около 22.00 – уже темно. Горят лампы, будто в плацкарте перед сном – только едой не пахнет. На втором подъеме почти никого в бусе нет. Вдруг, слышу, как на сиденье позади меня девушка обращается к юноше:
- Привет! Можно с тобой познакомиться?
Я затаил дыхание. Это необычно.
- Мм, Сергей.
- Настя. Ты где учишься?
- Я работаю. С вахты еду (автобус набирает обороты и многое не слышно).
- Где?
- Продавцом (с вахты, верно со смены).
- Классно. А я три недели в колледже (неразборчиво). «Вообще, ребята нашли друг друга», – подумал. Они оба будто пришепётывали. Или у них пересохло во рту от волнения.
- А у тебя девушка есть?
- (неразборчиво) Времени нет, по 13-14 часов работаю. А потом в свободные дни сплю.
- А я со своим парнем рассталась… (неразборчиво). – Следующая остановка моя…
- Удачи!
Мне захотелось ладонью закрыть лицо. Болван!
Желаю вам
До остановки было далеко, но девушка встала и с прямой спиной пошла к выходу. Я вспомнил, как она зашла на «Востоке» (11 школа). Красивая девчонка со светлыми волосами. Она вышла на «Академии полиции». Мы с молодым человеком остались в бусе одни. Иду за ним к выходу и думаю: «Вот болван!»
- Ну что Дандыбаев, по ночам шляешься? - Водитель оказался моим товарищем юности.
- Здорово, Арман! Вот (объяснил суть). – Смотрю, с картами люди быстро покидают автобус.
- С наличными быстрее. Ты не видел, как один платит картой за двух, за трёх. Пока он расплатится – я бы с монетами семерых отпустил.
- Школьников сегодня мало видел.
- Совсем их почти не было. Ну, сейчас машины почти в каждой семье. Родители, наверное, возят.
Я вышел на Музыкальной школе. Арман посигналил, я махнул рукой. Шел домой и возвращался к юноше: «Вот болван. Юность, как и автобус не долго ждут на остановке. Наступит сентябрь, пожалеешь об этом вечере в 13 маршруте». «Ладно, ездят одним автобусом, может еще встретятся и всё станет так, как надо» - пожелал в ночное небо и в фонарь.