Для пенсионеров в Костанае они действительно становятся родными людьми. Накануне Дня пожилых говорим о тех, кто становится незаменимым для одиноких горожан в преклонном возрасте. О соцработниках...
«Вы будете долго жить»
«Мне уже 93 с половиной года!» – сразу же при нашей встрече признался Леонид ДЯЧКОВ. И поверить в это было сложно (посмотрите на фото). А так молодо выглядит, по словам нашего героя, потому что всю жизнь дружит со спортом. В своё время служил в парашютно-десантных войсках, учился в военном училище связи, затем преподавал парашютный спорт. На своём 98-м прыжке поломал ключицу... Но даже три месяца в гипсе не отбили желания заниматься здоровым образом жизни.
Хотя начинать нужно с 1943 года, когда семья Дячковых жила в Днепродзержинске. Лёне, когда началась война, было 13 лет. Два года в оккупации сказались и на детских играх. Ребятня «воевала» по-своему: с деревянными ружьями и пистолетами из засады выслеживали фашистов. «Во время одной из таких игр меня вместе с младшим братом и другом-соседом схватили полицаи с собаками, – вспоминает мужчина, – и вывели на трассу в общую колонну. Куда погнали этапом, мы даже сразу и не поняли...» Шли около недели, мальчишки пытались бежать, но их возвращали.
Наш герой настолько детально помнит (даже то, что кукуруза плохо уродилась – низкая, потому было не сбежать), что, кажется, народная мудрость «время лечит» в этом случае не действует.
«На железнодорожном вокзале подошел поезд, открыли вагон, а там битком таких же, как мы, – вспоминает Леонид Васильевич. – В основном молодежь. Привезли в Польшу. Сразу же у вагонов нас стали паны разбирать – в батраки. Но нас троих отдельно в машину, и в концлагерь. Мы тогда и понять не могли, для чего. Определили в санитарный барак. Оказалось, для опытов... Мы очень худыми были. Утром делали какие-то уколы, а вечером нас раздувало так, что мы не узнавали друг друга. Как колобки! К утру опять худыми становились. Со спины что-то вытаскивали, что только не делали. И так каждый день. Мы, как видели людей в халатах (у немцев они были не белые, а серые), прятались под нары. Нас швабрами доставали. А переводчица как-то сказала: мол, ребята, не прячьтесь, вас тут лечат, вы будете долго жить...»
В итоге мальчишкам всё-таки удалось сбежать. Пять месяцев спустя. Настолько похудели, что смогли спрятаться в капустном поле...
Сейчас первый помощник пенсионера – Марина Бондарева, социальный работник. Уже три года. По его словам, не знает, прожил бы долго без такой помощи. Жена умерла, дочь давно на пенсии. А соцработник стала родным человеком: убраться в доме, в магазин сходить или в аптеку, а то и просто поговорить по душам – Марина Владимировна рядом. За что пенсионер благодарит постоянно и её, и государство, которое заботиться о стариках.
У соцработницы таких подопечных восемь по Костанаю. «Все, кому помогаю, сразу стали близкими, за всех переживаю. У меня теперь, можно сказать, большая семья! К каждому по два раза в неделю прихожу», – говорит женщина.
«Ты ещё кому-то нужен»
По госстандарту соцработник оказывает восемь услуг: психологические, бытовые, медицинские, трудовые, культурные, правовые. Вот только по факту делает гораздо больше. Ведь порой ласковое слово лечит быстрее таблетки. Елена ЗАБОЛОЦКАЯ полностью с этим согласна.
«Мне прошедшей весной уже 77 исполнилось, всего лишь 77! – с улыбкой заметила женщина. – Но без моего соцработника никуда. Поэтому благодарю за заботу. В нашем возрасте уже нуждаешься в посторонней помощи, причем во многих вопросах. Мы уже так с ней породнились, словно одна семья. Ведь такие соцработники оказывают не только физическую помощь, но и психологическую, душевную. Мы, пенсионеры, чувствуем, что они за нас переживают, что ещё кому-то нужны».
Елена Васильевна человек непоседливый, творческий, круг увлечений большой. Вышивает бисером, пишет стихи. В прошлом – закройщик-универсал. Когда-то именно она открывала новые цеха швейного комбината в 1968 году. «Тогда я приехала к дяде в гости в Кустанай и была поражена гостеприимством, – вспоминает наша героиня. – Мы жили в Сибири, там, в основном, ссыльные были, которых в сталинское время туда перевезли со всего Союза. Боялись даже с соседями общаться. А я ведь родилась в Китае, и после смерти Сталина нашей семье разрешили вернуться на Родину. Но только Родина встретила каторгой... Дети умирали, и мама сдала нас в детдом, чтобы выжили. А тут Казахстан. Такой доброты и заботы я не видела нигде. Здесь и осталась».
Проблемы с позвоночником вынудили пенсионерку три года назад обратиться в горотдел соцзащиты. При этом каждое утро и сейчас начинается для неё с зарядки. Плюс общественная жизнь: занимается с детьми во дворе своей многоэтажки, игры проводит, вышивает иконы. Сейчас работает над образом Иисуса Христа, хочет его церкви подарить.
Шнар Калиева – соцработник с шестилетним стажем, в прошлом медсестра. Сегодня по стандарту у неё также восемь подопечных, помимо пенсионеров, ещё и инвалиды. «Это работа особенная, непростая, но мне нравится помогать, – пояснила Шнар Сальменовна. – К каждому нужно свой подход найти. Разные интересы, разные характеры. Созваниваемся и вне графика работы. Обычно по выходным обзваниваю всех, чтобы узнать как здоровье».
«Случайных здесь нет»
День пожилых людей – это лишь повод напомнить обществу о том, что нужно заботиться о старшем поколении. А для социальной сферы работа с пенсионерами каждодневная. В Костанае сегодня 57 соцработников обслуживают 336 одиноко проживающих пожилых и 90 детей-инвалидов.
«Я в этой сфере почти двадцать лет, – рассказала «КН» Акбопе МАНАТОВА, руководитель отдела занятости и соцпрограмм акимата города Костаная. – Радует, что соцработникам с прошлого года подняли наконец-то зарплату. У нас задерживаются те люди, у которых добрая душа, кто способен помогать другим. Случайных людей и зарплата не удержит. Работа сложная».
Психологическая совместимость работника и подопечного – важный момент. Инструкция – одно, а вот человеческие качества, уверена руководитель соцотдела, совсем другое. Уметь общаться, помогать во всём способен не каждый. С другой стороны, предугадать одиночество в старости невозможно, а вот помочь – государство в силах.
В последние годы уже есть специальность соцработника во многих педвузах. Однако в эту профессию, как уверена Акбопе Рахымжановна, идут не из-за зарплаты, а по призванию. Приходят на практику и видят – их это дело или нет. Средний возраст соцработника сегодня – старше 30 лет. В основном это женщины, но в Костанае есть пример, когда пришел мужчина.
«Человека, для которого соцработник – это призвание, видно по глазам, – уточнила Манатова. – Добрый взгляд сыграть нельзя. В этом году День пожилых ограничен форматом онлайн. Концерты, поздравления. Государственных денег на это и на подарки пенсионерам не выделяют. Поэтому мы обращаемся на предприятия и в организации, чтобы они своих пенсионеров не забыли, проявили внимание. Но, пользуясь случаем, хотела бы напомнить, чтобы и дети своих родителей поздравили».