В Псковской области в 2009 году обнаружено захоронение с останками уроженца нашей области. В этом году нашлись его родственники.
Узнали
– Бабушка рассказывала, что Николай приезжал на побывку домой во время войны. Здесь узнал о гибели младшего брата Василия. Когда уходил, сказал: «Отомщу за брата». Они были очень дружны, до войны вместе работали киномеханиками, – рассказывает племянница Людмила Ткачева.
Теперь проживает в Брянске – городе, который стал большой роковой вехой Великой Отечественной. Родные узнали о найденном солдате с фамилией Гринь случайно из газетной публикации. Связались и поняли, что это не однофамилец. Николай Гринь родился в 1922 году, погиб в 1944-м. Василий Гринь родился в 1924-м, погиб в 1943-м. Уроженцы Джетыгары.
Николай Гринь погиб через год после смерти брата в безымянном местечке при прорыве линии Пантера под деревней Маслово. 65 лет его останки лежали под пшеничным полем в 2000 километров от родной земли. Пока в 2009 году на место боев не пришел поисковый отряд «Курган».
Глина
– Что могу сказать про местность, где мы нашли захоронение. Холмы метров 200 высотой на расстоянии друг от друга в 300-400 метров. Здесь немцы оборудовали огневые точки и в системе обороны опирались на них, – рассказывает руководитель поискового отряда «Курган» (Нижний Новгород) Андрей Чеканов. – Почва глинистая – несколько шагов пройдешь, уже трудно ногу поднять, несешь по пуду глины. Небольшие озера с полосами земли. А наступление шло как раз в сырые месяцы – март-апрель. Почти два месяца линия фронта не двигалась, немцы умело отбивали атаки. Опять же из-за глинистой почвы мы находим ямы с захоронениями совсем неглубокими. Мерзлую глину трудно копать, ее взрывали, бросали тела в 4-5 ярусов и прикапывали. Бросали – потому что мы не видим системного расположения тел. Здесь череп, под черепом таз, ноги. Вероятно, такие захоронения проводили под артобстрелом.
Яма
Было обнаружено несколько ям с останками 250 солдат. В одной из них лежал Николай Гринь. Могила осталась бы безымянной, если бы не две находки – именной медальон и орден «Красная звезда». По ним поисковики идентифицировали владельцев, подняли списки пункта дивизионного захоронения и обнаружили перечень погибших у деревни Маслово.
– Николай Гринь призван в начале 1942 года. За два года заслужил самые дорогие солдатские награды: «За отвагу», «Красную звезду», «Великую Отечественную войну». А почему в яме нашли только одну звезду?
– Награды перед погребением снимали с солдат, отправляли в штабы. Затем номера перебивали и ими награждали повторно. И в «Звезде», и в медали «За отвагу» использовали серебро. В ордене «Отечественной войны» и золото.
Без головы
Когда «Курган» прибыл на место – никто из жителей не знал о существовании погребения. Сейчас эта местность в черте городка Пустошка. Лишь один старожил рассказал, что после войны ему, как механизатору, дали задание распахать поле. 18-летний юноша знал о могиле и отказался. В это время его призывали в армию, и он не побоялся отказать. Когда вернулся – поле уже было засеяно. Но человек помнил о могиле, когда поле перестали использовать для сельскохозяйственных нужд, он поставил здесь грубый самодельный крест. Соседи считали его странным.
– Мы сами не очень верили в его рассказ, – поделился Андрей Чеканов. – В конце 40-х, начале 50-х возникло такое явление, как «укрупнение воинских захоронений». То есть известные могилы вскрывали и останки перевозили в райцентры. Идея, может быть, хорошая. Но на деле все это часто было только на бумаге. Сколько времени прошло с войны, в могилах еще лежали не скелеты, а полуразложившиеся тела. Просто брали фрагмент скелета как знак памяти и перевозили на крупное захоронение. Тела на бумаге были захоронены с почестями, а на деле оставались лежать в ямах. Это внесло путаницу и в архивные документы – мы встречаем одних и тех же людей в 2-3 захоронениях. Есть и такой момент. Мы нередко находим скелеты без головы. Поначалу думали, что это последствия артналета или бомбового удара. Но потом нам рассказали старожилы, что после войны для поиска тел незахороненных солдат военкоматы привлекали население. Платили именно за голову. Мальчишки собирали черепа и получали денежное вознаграждение.
Подвиги
Николай Гринь обещал мстить за брата, и сухие документы говорят, что он торопился. Вот представление о награде от февраля 1944 года.
«Вызвавшийся добровольно в разведку автоматчик Николай Гринь 15.2.44 года, входя в состав разведгруппы, первым ворвался в траншею противника и вместе с лейтенантом Никифоровым доставил контрольного пленного в штаб полка. В момент захвата немецкий автоматчик справа приготовился дать по ним очередь, но Гринь опередил его. Держа левой рукой пленного, правой рукой дал очередь из автомата, намертво повалив угрожавшего. Николай Гринь достоин награды орденом «Отечественной войны I степени» (был награжден «Красной звездой»).
Уже через месяц Николая представили к ордену «Отечественная война II степени». Вновь он первым ворвался в траншею противника, гранатами забросал огневую точку, захватил пленного, пулемет и винтовку. Жить Николаю оставалось три месяца.
«Я их не приемлю»
– Что вы делаете с останками немецких солдат?
– Передаем в «Народный союз Германии». Эта организация занимается захоронениями, – ответил Андрей Чеканов.
– Как относитесь к солдатам Вермахта?
– (Помолчал). Я их не приемлю – так бы сказал. Сам лично видел... Да, наверное, видел. В 90-х под Ленинградом копали блиндажи, местная жительница рассказала, что из детства помнит, как здесь убивали политрука. Он кричал сутки, прежде чем затих. Блиндажи оказались санитарными, полными останков. У всех характерное повреждение – пулевое отверстие в затылочной кости черепа. В центре блиндажа обнаружили скелет с комком на затылке. Череп молодой, зубы молодые. Стали очищать глину – оказалась девичья коса, собранная в пучок. Медсестра осталась с ребятами до конца. Не знаю уж, что они с ней делали. Но политрука мы нашли, через весь скелет шел штырь. То есть они посадили его на кол... В своей деятельности я не открываю новых страниц войны. Я ищу ее штрихи. Что такое дивизия – безликий строй солдат. Я пытаюсь разглядеть лица, за каждым судьба человека, семьи, рода. Тот же прорыв линии Пантера – это ведь бои местного значения в сводках. А сколько трагедий в каждой секунде этих боев, безвестных судеб у безымянных высот остаются нам неизвестны?
– Об одной судьбе вы сегодня рассказали. Спасибо за ваш труд.
Последний шаг
Мы можем представить Николая только по боевым действиям, зафиксированным в наградных документах. Здесь его личная война за Родину и за брата. Ни Николая, ни Василия не осталось в зрительной памяти. В 1983 году, когда хоронили маму братьев Гринь Анну Харитоновну, фотографии сыновей, которые всегда стояли на видном месте в доме, положили вместе с ней.
Мы можем только представить, как Николай первым делал шаг в траншею противника, в неизвестность, из которой он не вернулся в мае 1944 года. Но мы уверены, что каждый такой шаг приближал Победу и Берлин. 171-я дивизия, в которой воевал Николай, через год таким же маем будет штурмовать Рейхстаг.
Родные Николая и Василия Гринь (они живут не только в России, но и в Денисовском районе) надеются с наступлением тепла посетить захоронение. Спустя 80 лет Николай Гринь делает последний шаг – к своим родным.