Восстановить историческую справедливость в отношении всех категорий жертв политических репрессий. Для этого в январе была создана госкомиссия. Как идут дела в разрезе региона? Говорим с руководителем управления внутренней политики Маратом ЖУРКАБАЕВЫМ.
– Марат Кенжебекович, восстановить честное имя тех, кто попал под политические жернова, непросто. Требуется как минимум время. Ведь речь о работе с архивами.
– Есть и время, и силы, и возможности. В деле реабилитации жертв политических репрессий спешки быть не должно. Объем работы громадный. Поэтому мы разбили деятельность комиссии на пять групп: «депортация народов и военнопленные», «восстания, проходившие на территории области», «коллективизация и конфискация имущества», «места массовых захоронений и жертвы на религиозной основе», «участники и сторонники движения и партии «Алаш». В состав комиссии вошли ученые-историки, краеведы...
Члены областной комиссии получили допуск к ведомственным специальным архивам. В помощь сформировали региональные волонтерские группы по сбору и изучению материалов. В них вошли сотрудники 10 госмузеев и 11 библиотек области. Действует пул (187 человек) из историков и краеведов области. Летом члены областной комиссии выезжали в 12 регионов области. Работа кипит!
– Многое удалось уже сделать?
– Сделано, считаю, немало. С февраля начали собирать сведения от жителей Костанайской области о гражданах, ставших жертвами политических репрессий. Совместно с областной научной библиотекой им. Л. Толстого сформировали список, в котором на сегодняшний день более полутора тысяч уже реабилитированных граждан. Список размещен на сайте библиотеки. Создали канал на платформе Telegram.
С апреля по август члены комиссии активно работали в архивах управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам областной Генпрокуратуры, департамента полиции и КНБ. Отработали несколько десятков личных дел ссыльных и спецпереселенцев – немцев и семей предателей Родины. Вопрос их реабилитации уже рассматривает прокуратура Костанайской области.
Кроме того, уточнили девять мест массовых захоронений репрессированных граждан: в Костанае – четыре, по одному в Костанайском, Джангельдинском, Сарыкольском, Мендыкаринском, Федоровском районах. Нашли местонахождение села раскулаченных баев в Мендыкаринском районе, сосланных в Тюмень. На основе данных формируем карту мест захоронений.
Также совместно с архивистами департамента полиции отработали более 20 уголовных и наблюдательных дел. Выписали справки 18 реабилитированным и одному не реабилитированному.
Работу полностью завершили в Денисовском и Карасуском районах. Изучили дела депортированных народов в Лисаковске, Житикаринском, Аулиекольском, Денисовском, Карабалыкском, Мендыкаринском, Сарыкольском, Узункольском, Федоровском районах. Материалы обязательно войдут в коллективную монографию, которую планируем издать.