Официальный представитель Комитета санэпидконтроля РК Ержан БАЙТАНАЕВ посетил Костанай в составе команды Гражданского штаба по борьбе с пандемией коронавируса «Ел үшін егілемін». Его участники ратуют за активную вакцинацию населения.
«Кто, если не ты»
– Пандемия перевела обычную мирную жизнь практически на военное положение. Борьба с КВИ затянулась.
– У меня второй год рабочий день начинается в пять утра, нет выходных. В прошлом году по поручению Главы государства был создан Телеграм-канал (@CSEC_RK) МВК по нераспространению COVID-19 (МВК – межведомственная комиссия. – Прим. ред.). Его веду я. Утром получаю информацию, обрабатываю, затем все СМИ ею пользуются со ссылкой на нас. Статистика заболевших, выздоровевших, матрица распространения заболевания, сколько вакцинировано... Также информацию выдаем и на других интернет-ресурсах госорганов, в соцсетях.
– Объем работы огромный. Устаете?
– Бывало, чувствую: сил нет. И даже не столько от работы, сколько от отношения людей. На брифингах особенно, когда какой-то антиваксер твою работу обесценивает, топчет. Обидно, ломаешься. Пишу заявление об уходе, но мой мудрый руководитель говорит: кто, если не ты. И я... остаюсь.
Помните, когда мамы собрались перед зданием Минздрава. Мы с замминистрами выходили к ним. Женщины не хотели ни слушать, ни слышать. У них была своя правда, хотя мы им объясняли, показывали лицензию на вакцину, рассказывали о международном опыте. А нас хотели избить. За что? Я себя успокаиваю: скоро все закончится. Так и живу.
– А скоро ли закончится?
– Никто не знает. Единственный выход, чтобы все быстрее закончилось – вакцинация хотя бы десяти миллионов человек. Каждое утро, когда публикую цифру вакцинированных в стране, жду: когда же будут эти десять миллионов.
Мы, вакцинированные, должны защитить детей, им противопоказана прививка. Если среди десяти человек будет всего два-три человека без прививки, мы сможем сберечь их своим иммунитетом.
Мы не заставляем вакцинироваться. Все с письменного согласия. Против – проходите ПЦР-тестирование еженедельно, чтобы не стать источником инфекции для окружающих.
Все вакцины хороши
– Граждан привиться стимулируют призами. Как вы относитесь к этому?
– Со стороны правительства и госорганов никаких поручений бизнесу не было. То, что в торговых центрах проводят лотереи среди привитых, это инициатива предпринимателей. Возможно, маркетинговый ход для привлечения покупателей. Бизнес очень пострадал за эти два года. Запретить им не можем. Предпринимателей нужно поблагодарить за пропаганду вакцинации и активную гражданскую позицию. В Европе тоже поощряют привитых. В США первое время вакцинированным давали по сто долларов. Вакцинированный человек сохраняет свое здоровье, здоровье близких и коллег.
– Насколько вакцины эффективны?
– У каждой вакцины свой процент эффективности. У «Спутник V» – 92,6%, QazVac – 96%, Vero Cell – более 70%. То есть столько человек из ста точно не заболеют. Однако это не значит, что какая-то вакцина хуже или лучше. Надо вакцинироваться тем, что есть. У вакцин одна цель – защитить от болезни.
Даже если человек инфицируется, вакцина защитит от ИВЛ-аппарата и летального исхода. Да и потом у переболевших КВИ начинается еще и постковидный синдром, когда болят почки, появляется одышка, обостряются сопутствующие заболевания. С вакциной осложнений не будет.
– То есть это норма – если небольшое число привитых все же заболеет КВИ?
– ВОЗ допускает заражение после прививки – 5%. После вакцинации QazVac заболели КВИ всего порядка 314 человек, другими вакцинами – 1694 человека. На всю страну – 0,2%. Так что казахстанская вакцина QazVac достаточно эффективна. Сейчас решается вопрос ее переформатирования, используя не уханьский штамм, а мутировавший – «дельту». Эффективность станет выше.
Скоро огромный завод в Жамбылской области будет выпускать нашу вакцину. Он соответствует всем мировым стандартам. Там создана инфраструктура: многоэтажки с меблированными квартирами, Дом культуры, спортзал. Всё, чтобы специалисты приезжали и работали. Ориентировочно завод начнет работать в ноябре. Готова вторая площадка по выпуску вакцины в Алматинской области. Мы обязательно станем независимыми от других стран, будем сами обеспечивать себя вакциной.
– Специалистов хватит?
– Для этого инфраструктуру и создаем. Чтобы престижно было работать светлым головам.
Средство против антиваксеров
– Вы по работе не раз бывали в ковидных центрах. Тяжело далось?
– Слезы. Видел, как умирают люди. Я выходил из красной зоны никакой, два-три дня приходил в себя. Очень боялся за своих родителей. До сих пор несколько раз в день звоню им, напоминаю беречь себя. Что надо – привезу. То, что вы видите по телевизору – это легкие моменты. На самом деле там ад. И труд всех медработников, спасающих людей, бесценен. Меня поражает другое. Даже перед лицом болезни многие из тяжелых пациентов уверены, что коронавируса нет, что у него обычная пневмония, и требуют выписки.
Кстати, мы приглашали антиваксеров в ковидные центры Нур-Султана, Алматы и в регионах. Кто согласился, потом выходили и говорили, что на пикеты больше не пойдут. Делали прививку и сами начинали призывать людей к вакцинации. Другие антиваксеры даже не хотят увидеть собственными глазами, что Covid-19 не придуманная болезнь.
– Четвертую волну вроде пережили... Эпидситуация улучшается.
– Да, и многие инфекционные стационары в республике перешли на обычный режим. Но мы должны быть готовы к новым штаммам. Если не привьемся, новые обязательно появятся. Летом ежедневно регистрировали около 9 тысяч заболевших в республике. Более ста человек в день умирали. Этого хотим? Если будем слушать антиваксеров, потеряем людей.
Читай, но проверяй
– Ержан Халиевич, ревакцинацию планируете?
– Многие страны – разработчики вакцины – поднимают вопрос ревакцинации. В России два месяца назад начали ревакцинировать однокомпонентной вакциной «Спутник lite», через полгода после основной прививки. Эту вакцину Казахстан признал, планируем в конце этого или в начале следующего года тоже ревакцинировать население. Выбор вакцин будет.
– А что с вакцинацией детей?
– К нам поступает много просьб приобрести вакцину для детей. Потому что мутированные штаммы КВИ дети переносит нелегко, в тяжелом состоянии, на ИВЛ, в реанимациях. Но сегодня детвору до 18 лет в Казахстане не вакцинируют, так как детской вакцины у нас пока нет. В мире создана одна прошедшая клинические испытания вакцина – американская, Pfizer. Минздрав ведет переговоры о ее поставке в Казахстан. Ориентировочно вакцина может появиться в четвертом квартале. Планируем вакцинировать беременных и детей с 12 лет. Только с согласия родителя или опекуна.
– По этому поводу уже было немало фейков.
– Не успеваю писать опровержения. Во время встреч с населением многое становится понятно. Люди не читают официальные ресурсы, не смотрят ТВ. Поэтому так легко верят врунам. Совет один: доверять только проверенным источникам.
Но есть активисты, которым не все равно, что происходит вокруг. Я благодарен Гражданскому штабу «Ел үшін егелемін!». Ребята бросили свою работу, на личные средства выезжают в регионы, разъясняют вопросы вакцинации. Люди хотят вернуться к нормальной жизни. И вернутся, если все вместе сформируем коллективный иммунитет.
Людмила КРУГЛОВА. Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА