Казахстан избрали в Совет ООН по правам человека на 2022-2024 годы. Этот факт получил в нашей стране разную оценку.
В заявлении МИД Казахстана говорится, что «избрание нашей страны в главный правозащитный орган всемирной организации является признанием ее роли в качестве активного и ответственного участника процесса продвижения международных норм и стандартов в области защиты прав и свобод человека». Правозащитники же заявляют, что ждать реальных изменений не стоит. На эту тему мы говорим с доктором юридических наук, экс-парламентарием Сергеем ЖАЛЫБИНЫМ.Вынужденная реорганизация
– Сергей Михайлович, давайте начнем с того, что такое Совет ООН по правам человека?– Это межправительственный правозащитный орган в системе Организации Объединенных Наций, который призван мониторить ситуацию с правами человека в разных странах. В состав Совета, который раз в три года обновляется, входят 47 государств – членов ООН. Этот Совет обра зован в 2006 году взамен существовавшей с 1946 года Комиссии по правам человека. Она должна была лишь изучать ситуации с соблюдением прав человека, но в итоге стала активно вмешиваться во внутренние дела государств. По сути, присваивая себе функции расследования фактов нарушения таких прав. Поэтому Генассамблея ООН приняла решение о реорганизации. В соответствии с уставом, СПЧ – это орган, который может наблюдать за соблюдением прав человека, по результатам выносить резолюции с рекомендациями об устранении нарушений.
К слову, в ООН существует близкий по названию орган – Комитет по правам человека. Однако у него другие функции. Там могут рассматривать сообщения отдельных граждан стран – членов Комитета в отношении действий и бездействий органов государственной власти либо в отношении принятых ими актов или решений.
Про ценности
– Насколько, по-вашему, важно для нашей страны членство в СПЧ?– Я напомню, что Казахстан уже был в 2013-2015 годах членом этого Совета. Тогда перед нами стояли задачи по реализации основных положений Всеобщей декларации прав человека. В этот раз появились такие цели: гендерное равенство, полная отмена смертной казни, свобода религии и другие. С точки зрения общеевропейских и, стало быть, общемировых ценностей для нас очень важно добиваться результатов в этих направлениях. Однако, как мне представляется, слепое подражание этим ценностям может завести нас в тупик.
Я, например, хорошо помню, что в середине 90-х годов прошлого века при опросе большинство казахстанцев выступило против отмены смертной казни. Но это не повлияло на уголовную политику. На смертную казнь ввели мораторий, а статьи Уголовного кодекса, предусматривающие смертную казнь, значительно сократили. Ну а если нам начнут навязывать захлестнувшую весь мир идеологию ЛГБТ – сообществ? Что тогда? Думаю, нам в различных межправительственных органах, включая СПЧ, нужно принципиально и последовательно отстаивать подлинные интересы наших граждан. И в этом я вижу цель нахождения Казахстана в Совете ООН по правам человека.
Мониторинг будет усилен
– Что реально может сделать наша страна в качестве члена СПЧ?– Включение Казахстана в СПЧ должно повлечь за собой обязанность более тщательно соблюдать права и законные интересы наших граждан. Целенаправленно двигаться по пути реализации требований собственной Конституции о ценности прав человека. Ведь мониторинг в связи с нашим членством будет усилен.
В мировом пространстве не все разделяют мнение, что в Казахстане ситуация с правами человека на высоте. На это указывают рейтинги различных международных организаций. Например, Евросоюз регулярно отмечает, что у нас ситуация с правами человека ухудшается.
Кроме того, вступив в СПЧ, Казахстан обязан внедрять в национальное законодательство различные международные акты, касающиеся прав и законных интересов нашего населения. Причем возможность отслеживать такую деятельность отныне приобретают различные НПО.
В свое время мне довелось участвовать в качестве представителя Межпарламентской ассамблеи в работе тогда еще Комиссии по правам человека в Женеве. Рассматривался конфликт между израильтянами и палестинцами, которые обвиняли друг друга в нарушении прав человека. Запомнилась обоюдная непримиримая позиция по обсуждаемой проблеме. Тогда виновной стороной по традиции признали Организацию освобождения Палестины. Однако симпатии наблюдателей были на стороне палестинцев. Думаю, если наши представители будут достойно отстаивать интересы Казахстана в СПЧ, то мы добьемся того, что в любых ситуациях симпатии будут на нашей стороне.