Парламентарии бьют тревогу из-за электросамокатов. Но есть иное мнение.
Быстрые и опасные
В октябре на пленарном заседании Сената Парламента РК один из депутатов поднял вопрос безопасной эксплуатации электросамокатов. Дескать, в больших городах Казахстана участились случаи, когда люди сталкиваются с этими средствами передвижения, скорость которых частенько равна скорости автомобиля.Поэтому, говорил сенатор, электросамокаты, а равно и гироскутеры представляют серьезную опасность для жизни граждан. И привел ведомственные данные, согласно которым, за 8 месяцев этого года зарегистрировано 387 случаев ДТП с участием таких устройств. 25 человек погибли, 411 получили ранения.
Поскольку нет соответствующей квалификации и технических требований к этим устройствам, то невозможно законодательно закрепить права и обязанности их владельцев, посетовал законодатель. И попросил правительство ускорить проработку этого вопроса.
Взвешенный подход
Заметим, что в октябрьском выпуске «Автоугла» 2020 года был опубликован материал о разработке в Парламенте РК законопроекта, который установит правила езды на электросамокатах и скутерах. Прошел год, и сегодня можно предположить, что этот вопрос явно застопорился.А необходимость таких поправок в ПДД назрела давно. Правда, люди здравомыслящие подчеркивают, что тут нужно учитывать специфику данных средств передвижения. В первую очередь то, что на них часто ездят дети. Их-то нельзя отправлять на проезжую часть улицы. И конечно, не надо запрещать им пользоваться этими средствами. То есть нужен очень взвешенный подход к этому вопросу.
Риск явно преувеличен
Поверьте, у меня нет никакого недоверия к ведомственным данным, на которые сделал ссылку сенатор. Просто когда слышишь о гибели людей при столкновении с электросамокатами, то невольно задаешься вопросом: а кто погиб? Возможно, жертвами являются как раз те, кто управлял этими устройствами и попал под колеса автомобилей. Хотя в ряде случаев тут наверняка получают травмы и пешеходы.Между прочим, в сентябре 2021 года эксперты крупнейшей российской страховой компании «АльфаСтрахование» оценили риск пешеходов от электросамокатов. И они выяснили, что при авариях с этими средствами передвижения пешеходы и автомобилисты получают травмы только в 6% случаев. Зато в 90% аварий пострадавшими становятся сами водители самокатов.
А еще эксперты проанализировали подобные аварии, которые случились летом нынешнего года. И узнали, что очень часто травмы, за компенсацией по которым обращаются в страховую компанию, были получены людьми самостоятельно. Или они просто уронили мобильные телефоны при падении с самоката. Поэтому, говорят эксперты, травмоопасность электросамокатов для окружающих значительно ниже общепринятых представлений. То есть риск для пешеходов от них явно преувеличен.
Человеческий фактор
Можно согласиться с выводами специалистов, а можно и не верить им. Но в любом случае пора понять, что и электросамокаты, и скутеры, и другие современные компактные средства передвижения с каждым годом все больше входят в нашу повседневную жизнь. Причем вне зависимости от того, как мы их воспринимаем. Да, возможно, для них и появятся особые правила. Но пока законодатели над этим вопросом работают, пешеходам все же стоит мирным путем делить дорогу, в частности тротуары, с этими «подножными» транспортными средствами.Пару месяцев назад мне пришлось оказаться участником подобного столкновения. Шел после работы по тротуару и вдруг почувствовал сзади резкий толчок в руку, где держал кистевой эспандер, который из-за неожиданности выронил. Я поднял его и только потом взглянул вперед. Там стояла испуганная девочка 11-12 лет, которая держалась за руль электросамоката и говорила: «Извините, я случайно зацепила вас...». Только когда я улыбнулся и махнул рукой, мол, все нормально, она облегченно выдохнула и поехала дальше.
Как правильно расценивать это происшествие? Как очередной беспредел самокатчиков? Или как обычное недоразумение, на которое не стоит обращать особого внимания? Понятно, что эта «авария» не вошла в полицейскую статистику. Более того, я порадовался, что девочка только зацепила меня, а не врезалась в мои почти сто кило веса. Ведь тогда она могла упасть и, возможно, даже пострадала бы.