Новый год за решеткой, шесть лет без права управления автомобилем и возможное увольнение. Так за приятное времяпрепровождение пришлось расплачиваться начальнику управления юстиции Карабалыкского района. Или бывшему начальнику? Этот вопрос пока открытый.
Хождения под мухой
Ночь с 31 декабря на 1 января Арман Ахметов провел на нарах. Говорит, что новый год для него наступил 13 января – когда он вышел из-под стражи и смог поздравить родных и близких. Правда, получив свободу, он не обрел ни счастья, ни покоя.
Судьба его должна решиться в ближайшее время, а пока Арман Ныгметович изучает публикации в СМИ, посвященные его персоне, и недоумевает: откуда такой ажиотаж? Почему именно его случай вызвал такое внимание прессы? Ответов на этот вопрос два. Один кроется в самом инциденте, он, по сути, глобальный. Другой – более общий. Начнем с конкретных фактов.
Хождения по мукам (вернее, под мухой) для начальника управления юстиции начались в прошлом году. 15 ноября, в четыре утра, Арман Ахметов выруливал из шашлычной «Уют» (это заведение стоит у трассы республиканского значения Алматы-Екатеринбург). И вырулил неудачно – его машина столкнулась с проезжавшим по республиканской трассе джипом.
По счастью, ДТП обошлось без жертв. Но оказалось, так сказать, с моральным исходом. Ахметова сразу задержали сотрудники специальной бригады УАП ДВД. Освидетельствование в больнице показало среднюю степень опьянения. Полицейские оформили протокол, направили материал в суд. Возможно, факт этот остался бы незамеченным СМИ. Если бы не дальнейшее поведение Ахметова.
В суд он явился только через полтора месяца. На первом заседании ходатайствовал о том, чтобы ему предоставили защитника. На следующее не явился. И на следующее… Не удавалось доставить господина Ахметова даже с помощью принудительного привода. Первый раз полицейские не застали начальника дома, второй раз при нем не оказалось нужных документов - пришлось вновь переносить заседание.
Словом, эпопея длилась до 22 декабря. Суд, наконец, вынес решение – 15 суток ареста и шесть лет без права вождения. Дело в том, что Арман Ахметов уже значился в базе дорожной полиции. В 2012 году, будучи старшим специалистом Федоровского отдела юстиции, он уже задерживался за рулем в нетрезвом состоянии. За это его лишали прав на два года.
Ахметов пытался обжаловать решение, но областной суд оставил его в силе. Поэтому 29 декабря он явился отбывать наказание. Избежать этого не помог даже врач. Да-да, врач Карабалыкской центральной больницы. Аманжол Нурмухаметов предоставил выписку из больничной карточки, в которой значилось, что у Армана Ахметова тромбофлебит. А, значит, отбывать наказание на нарах ему нельзя. Кстати, в больницу Арман Ныгметович обратился аккурат через день после ДТП.
От работы Ахметов временно отстранен. Его судьба решится в ближайшее время на Дисциплинарном совете.
Круги по воде
Занятная история. Стоит ли удивляться, что она замечена СМИ? Плюс здесь есть еще несколько фактов, которые обращают внимание на это дело не только прессы, но и жителей Карабалыка. В районе Ахметов работает год. И за это время успел так или иначе повлиять на судьбы некоторых своих земляков.
К примеру, врачом Аманжолом Нурмухаметовым заинтересовалась прокуратура, в больнице инициировано служебное расследование, главный врач больницы Бектерхан Шимпиисов действия подчиненного не одобряет.
Аманжол Нурмухаметов сейчас в командировке. Мы разговаривали с ним по телефону. Чувствовалось, что он переживает. То ли за начальника юстиции, то ли за себя.
-А что сам Ахметов говорит? – спрашивал Аманжол Болатханович. – А руководство?
Больничная карточка у начальника управления юстиции тонкая. Он в Карабалыке только год. Одно обращение с раной и жалоба на тот самый тромбофлебит поверхностных вен правой голени. Больничный открыт 17 ноября. Продлен на сорок дней. Закрыть его Ахметову должны были в день, когда он пошел за решетку. Естественно, Арман Нугметович в больницу не явился. А после Нового года Аманжол Нурмухаметов был в командировке. Поэтому Ахметова осматривал уже другой врач. Сделал в больничной карте запись: «Здоров».
Нурмухаметов на это говорит, что за два месяца болезнь вылечили. Правда, диагноз был поставлен только на основании внешнего осмотра и анализа крови. Ни УЗИ, ни справки ВКК, подтверждающей заболевание. Суд поэтому и не принял к сведению слова врача, который выступал в защиту своего пациента на слушании дела.
И еще любопытный факт. Летом – в июле-августе – из районного управления юстиции уволились сотрудники. Практически разом, все шесть человек. Нам удалось переговорить с некоторыми из них. Имен бывшие сотрудники называть не стали, объяснили (есть диктофонная запись) – дело в сложных отношениях с начальником. Тот мог позволить себе распивать спиртные напитки на рабочем месте, был груб с подчиненными.
Арман Ахметов это отрицает:
- До октября вообще не распивал. Ни в одном глазу! Полтора года пролечился, давление. Ну, правда, не скажу, что это было в первый раз (про инцидент с ДТП).
С тем, что он как-то причастен к увольнению сотрудников, Арман Ныгметович тоже не согласен. Говорит, что у каждого сотрудника нашлась своя причина для ухода. Кто-то нашел более высокооплачиваемое место, у другого были выявлены нарушения в работе, у кого-то ребенок болеет. Но факт - вещь упрямая: в бытность Ахметова начальником состав управления юстиции поменялся полностью. Согласитесь, выглядит это странно. Но не для Армана Ныгметовича. Он удивляется другим вещам.
Широкий резонанс
- Да, я нарушил правила движения, - говорил Арман Ахметов по телефону. - Но у нас каждый день по Казахстану 50-60 таких случаев. Почему именно мой случай привлек такое внимание? Есть инженеры, врачи, медики. Почему о них не пишут? Это ведь было в личное мое время, выходной день. И касается меня как человека, а не как государственного служащего.
Любопытная позиция. Особенно если принимать во внимание тот факт, что Арман Ныгметович пьяным сел за руль не личной, а служебной машины. Повредил ее. А теперь задает вопросы, ответы на которые очевидны.
Неужели начальник юстиции действительно не понимает, почему к государственным служащим особое внимание? Государевы слуги всегда воспринимались народом как пример для подражания. И внимание на них фокусировалось тоже всегда. В любых странах. Казахстан не исключение.
В прошлом году СМИ муссировали тему ДТП со смертельным исходом, которое совершил экс-начальник Карагандинского областного управления энергетики и ЖКХ Ерлан Утешев. Волну возмущений вызывает уже второе ДТП, которое совершает бывший чиновник из Алматы Максат Усенов. Кстати, в свое время СМИ писали о том, что он не имел права быть принятым на государственную службу, поскольку его поведение было антиобщественным.
В департаменте юстиции Костанайской области пока воздерживаются от комментариев. Начальник отдела кадров департамента Гульнара Бимагамбетова сообщила, что Ахметов временно отстранен. Его судьба решится в ближайшее время на Дисциплинарном совете, который состоится на этой неделе.
По словам руководителя отдела антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Олжаса Жумабаева, дисциплинарное дело по Ахметову уже возбуждено. Пятого января поступил материал по факту несоблюдения служебной этики. Оценку поведению Армана Ныгметовича в департаменте тоже пока не дают. Только после рассмотрения дела на Дисциплинарном совете.
Умбетов говорит, что при рассмотрении подобных дел есть градуировка наказаний – от замечания до увольнения. Решение же носит рекомендательный характер, последнее слово за вышестоящим лицом, в данном случае - за департаментом юстиции. Правда, учитывается и сам факт, который привел к рассмотрению дела, и общественный резонанс.
ЧП не районного масштаба
Так считает известный казахстанский политик и общественный деятель Амиржан Косанов. Специально для «КН» он прокомментировал эту ситуацию:
- Думаю, дело не только в личности конкретного чиновника, а в сложившейся в стране системе, когда работают не законы, а понятия. В такой обстановке любой чиновник чувствует свой «иммунитет» перед законом и элементарными правилами поведения, кстати, отраженными в Кодексе чести госслужащего, который утвержден Президентом. Если бы провинившийся вел себя по-человечески, реакция людей, уверен, была бы другая. Это не единичный случай столь хамского поведения чиновника. Можно привести много других примеров, когда нарушивший закон госслужащий (особенно руководители), в конце концов отмазывается и остается безнаказанным.
Именно такие факты с мест влияют на отношение граждан к власти, к ее институтам и представителям.
Арман Ахметов говорит, что его, скорее всего, уволят. Но за будущее свое не боится, считает, что работа ему так или иначе найдется. Вины он не ощущает. Интересно, изменится ли его мнение после Дисциплинарного совета? Или пойдет по жизни дальше, не понимая, почему журналисты так внимательны к его ситуации?
Кстати, пока я готовила эту статью, мне не раз задавали вопрос: «Зачем?» Зачем пишете, зачем смакуете… И не всегда выслушивали ответ. Отвечаю здесь всем, кто бросал трубки или перебивал. Для того, чтобы таких ситуаций и таких начальников было меньше. Чтобы уважать людей, стоящих у руля власти любого уровня. И знать, что они там, за рулем, трезвы и порядочны.
Мария Шило
Фото Константина
Вишниченко
и ainanews.kz