На вопросы отвечает председатель Республиканского объединения немцев Казахстана Александр ДЕДЕРЕР.
– Александр Федорович, во время визита в Германию наш Президент Нурсултан Назарбаев открыл Берлинский евразийский клуб. На это событие не все обратили внимание, но оно вполне позитивное, и, видимо, не только для Казахстана. Как вы считаете, для других участников ЕАЭС там тоже заложены ниши?
– Думаю, такая перспектива должна быть заложена, как естественное развитие евразийства. Сегодня евразийский клуб в Берлине может рассматриваться в узком формате, а завтра масштабы изменятся. Потому что задачи, которые клуб выносит на обсуждение, очень значительные. Главный же вопрос в любом случае это роль и место Казахстана на евразийском пространстве.
– А не будет ли путаницы: Евразийский, Европейский – очень созвучные формулы?
– Надо не забывать, что Евразия – это один континент. Президент Казахстана на открытии клуба говорил о том, что сближение Европы и Центральной Азии – это лишь вопрос времени. Сегодня на данном историческом этапе нас разделяет лишь Украина, ее проблемы, возведенные в глобальный масштаб. Но Евразийский клуб в Берлине способен и здесь сыграть свою смягчающую роль.
– Мы с вами разговариваем в тот день, когда должен был состояться саммит в Астане в «нормандском формате» – 15 января. Почему не состоялся? Германия к этому причастна?
– Важно ли, где пройдет саммит? Выход из тупика не зависит от принимающей страны и от конкретной даты. Наш Президент сделал достаточно много для того, чтобы очередная встреча по урегулированию ситуации на Украине, состоялась. Назарбаев, как никто другой, понимает, что компромиссы неизбежны для всех в этом конфликте. И это как раз тот случай, когда договаривающиеся стороны, уступая друг другу, делая шаги навстречу, могут прийти к хорошему результату.
– Интересно, что Германия готова двигаться навстречу Казахстану. А вот навстречу России – не готова и не согласна. Хотя Казахстан и Россия – союзники, и лидеры наших стран хорошо понимают друг друга.
– У Казахстана и Германии всегда ровные отношения, положительные и понятные. Создание ЕАЭС не повлияло на эти отношения, хотя, может быть, кому-то и хотелось вбить клин. Наоборот, все европейские политики, включая Германию, подчеркивают, что Казахстан – стабильное государство, где считают, что компромисс лучше, чем конфронтация.
– Когда-то у Германии и с Россией были крепкие связи и дружеские контакты. Лидеры подчеркивали близость позиций, встречались в галстуках и без галстуков.
– Если в двух словах о сегодняшних отношениях Германии и России, то это дело принципа. Название которому – Крым. Позиция Германии в том, что Россия должна отдать Крым. Насколько я понимаю: России поставлен ультиматум.
– Россия же не вернет Крым. Как вы считаете?
– Я считаю, что нет. Наверное, нет.
– А почему вы сказали «наверное»? У Ходорковского, к примеру, спрашивали: если он станет президентом России, вернет ли он Крым. Он ответил, что Крым ни один российский президент уже не вернет. Точка невозврата, что ли, пройдена?
– Политическая логика именно такова. До того, как свершилось, варианты были. Потом вариантов не осталось – есть в этом некая безусловность.
– Значит, Германия и Россия никогда не помирятся? Вы хорошо знаете немецкое общество. Каков взгляд на эту проблему оттуда?
– Я знаю, что в Германии очень сильны настроения в защиту России. Немецкое общество даже требует прекратить антироссийские санкции, так как они наносят ущерб экономике и стабильности. А в итоге, людям. Немцы, несмотря на исторические противоречия и конфликты, довольно близки по духу русскому народу или русскому миру, как сегодня модно говорить. Это породненные страны, а переселенцы, как нити, скрепляют их. Очень сильно срослась и экономика. Но, посмотрите, как ведут себя политики! Они ведут себя так, как ведут. Вопреки желанию народа. И это очень трудно понять.
– И этим пользуются украинские политики. Например, Яценюк заговорил о нападении СССР на Германию и Украину в 1941 году. В каком контексте он это говорил, теперь разбирается Интернет. Как должна была отреагировать Германия, которая давно признала свою вину перед миром?
– Немецкие политики, что называется, пропустили это высказывание, а точнее, казус, мимо ушей. Поскольку Яценюк рассматривается как человек, который полностью стремится к тому, чтобы лишить Украину суверенности, чтобы она растворилась в Евросоюзе, все, что он говорит, будет приветствоваться. Удобный политик. Немало политиков врет и перевирает. Когда это нужно другим политикам, на это не обращают внимания.
– При этом время от времени Евросоюз заикается о налаживании отношений с Россией. Отмена санкций – ключевой вопрос. Так же, как и послабление продуктового эмбарго. Министр сельского хозяйства Германии не так давно высказался, что ждет этого от России.
– Все будет зависеть от того, что скажут в Америке.
– Есть мнение, что пока золотой запас Германии хранится в США, Ангела Меркель будет прислушиваться к Вашингтону.
– Большая часть золотого запаса Германии действительно хранится в Америке, это никакой не секрет. Но это, наверное, роли не играет. Играет роль геополитика. И евроатлантические отношения, которые доминируют последние 70 лет. Европа хочет быть надежным союзником США. Доказательств тому, как мы видим, достаточно.
– Спасибо, что ответили на наши вопросы.