На очистку республиканских дорог на западе области выходит не только современная техника. Служит и старенькая, благодаря заботливым рукам. Причем работает не абы как – весьма надежный помощник.
Зона ответственности
Дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ), что расположено в Денисовке, обслуживает дороги республиканского значения в районе Б. Майлина, а также Денисовском, Житикаринском и Камыстинском районах. Если еще конкретнее, то речь идет об участках Карабутак – Комсомольское – Денисовка – Рудный – Костанай (А-22), Денисовка – Житикара – Мюктиколь – граница РФ (А-23), Денисовка – Тавриченка – Окраинка – Приреченка – Аршалы – Комаровка (КРДС-2).После реконструкции участков дороги А-22 и ремонта А-23 здесь значительно возросла скорость движения. А значит, и требования к состоянию дороги, особенно в зимний период.
– В нашем регионе роза ветров непростая, – отметил начальник ДЭУ-53 облфилиала ТОО «Казахавтодор» Канат Рахаев. – Если северный ветер, то дороги задувает, если же югозападный – проблем не будет. Потому снегозаносимых мест немало. Мы в хорошую погоду проезжаем свои участки раз в день как минимум. Если буранит, то курсируем по трассе постоянно.
Старые друзья
Для сотрудников этого ДЭУ работа привычна и понятна. Новичков здесь немного, большинство работает уже по 8-10 лет, так что знают каждый опасный участок. Понимают, когда какая спецмашина понадобится. Потому даже из ставшего шнекоротором старенького ЗИЛа 1963 года выпуска выжимают максимум возможного. Машинист «Казахавтодора» Виктор Болих в приезд «КН» как раз перебирал коробку передач ветерана местного автопарка:
– Я вожу шнекоротор около четырех лет. Он отлично раскидывает большие сугробы. Сейчас будем часто на нем выезжать.
Виктор пришел в ДЭУ восемь лет назад сторожем, потом перешел в дорожные рабочие. Был период, когда водил легковой автомобиль, позже пересел на ЗИЛ.
Парк техники медленно, но обновляют. Недавно в ДЭУ передали новую комбинированную дорожную машину (КДМ) и два легковых авто. База управления до недавних пор тоже была старой. Мест в гаражах даже на семь имеющихся единиц спецтехники не хватало. Но ситуация кардинально изменилась. Отстроен новый комплекс. Его сдали в эксплуатацию буквально на днях. У дорожников теперь будет даже холодный склад для хранения материалов, не говоря уже о теплых боксах для машин.
С той стороны
Работники ДЭУ рассказали немало «интересных» историй из своей практики. Они особо актуальны на пороге зимы. Например, истории о том, как водители в ненастье оставляют большегрузы на проезжей части, блокируя движение. Как едут на выручку сотрудники ДЭУ, пусть даже уже провели за рулем много часов. И вместо спасибо слышат лишь ругань и обвинения в лени и тунеядстве.Приведем примеры, как быстро может работать спецтехника. Комбинированная дорожная машина (КДМ) имеет ковш и пескоразбрасыватель. Она на скорости 50-60 км/ч сбрасывает снег с проезжей части. Но возможно это только в первые часы после того, как снег выпал. В денисовском ДЭУ две КДМ. В первую очередь их пускают на трассу А-22, то есть в сторону Костаная и границы с Актюбинской областью.
Автогрейдер движется значительно медленнее. Тот же накат с асфальта снимает по километру за два часа. Обочины очищает по 15-20 километров в час. Если брать саму дорогу, то автогрейдер едет со скоростью около 15-20 километров в час. Ведь некоторые участки ему приходится проходить дважды.
Стыдно, товарищи!
– На Новый год не отдыхаем, у нас круглосуточное дежурство: пять дней праздник, будем дежурить пять дней, – поделился Канат Рахаев. – В новогоднюю ночь до полуночи проезжаем все остановки. Не удивимся, если из Гришинки, например, выйдет человек и в кроссовках пойдет поздравлять родственника в соседнее село. Подберем, привезем к себе в ДЭУ, найдем родственников, чтобы забрали. Каждый год такая картина.Бездумное поведение. А еще нередко свинское. На участке Денисовка – Перелески, который приняли в эксплуатацию на этой неделе, должен заработать теплый туалет. Вернее, он заработал, но был очень быстро «убит»: вандалы вырвали даже оконные рамы. Подрядчик восстанавливает строение за собственный счет.
Канат Рахаев рассказал, что с трассы уносят все – двери уличных туалетов, мусорные баки, стойки дорожных знаков и даже бордюрный камень с оборудованных стоянок. На тобольском участке был случай, когда большегруз с бревнами сломал остановку. Он подъехал задом и использовал остановку как опору: попытался затолкать бревна обратно в кузов. Про брошенные на трассе баллоны и мешки с мусором дорожники уже молчат.