Беседа с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры психологии и педагогики КГУ им.А.Байтурсынова, руководителем образовательной организации «Академический центр.Start» Натальей НИЯЗБАЕВОЙ.
Слова, вынесенные в заголовок, сказаны Ибраем Алтынсариным больше века назад. Но они, думаем, актуальны сегодня, важны будут и завтра, какой бы технической не стала современная школа. О том, какие возможности сегодня есть в Казахстане для повышения квалификации учителей, готовы ли педагоги учиться, мы беседуем с Натальей Ниязбаевой.
– Наталья Николаевна, в последнее время я все чаще слышу: школа должна стать технологичной, технической, дистанционной… Учитель должен помочь ученику отобрать информацию, применить ее на практике. Так все же, учитель – еще один, правда, живой, школьный инструмент или …
– Для меня или... Он не должен быть только лишь транслятором знаний, лишь источником информации. Живой контакт учителя и ученика определяющий в образовательном процессе. И именно с этой позиции роль учителя невозможно подменить никакими техническими средствами.
– Среди ваших коллег оппоненты такой позиции есть?
– Мне кажется, большинство ее разделяют. У истоков любой новации, того же дистанционного обучения, стоит живой человек. И она будет одухотворена им.
– А, может, такая позиция у тех педагогов, которые с новыми технологиями не в ладу? Которые привыкли полагаться на самих себя? А пройдет еще лет пять, и в школы за учительские столы встанет совершенно новое поколение учителей, живому общению предпочитающее контакты в Сети. Не допускаете такого задания: зайдите в Интернет и найдите... Или: я вам на электронку сброшу, вы – выполните... Для меня – так это беда.
– Дело к этому, может быть, сейчас и идет — отправь электронной почтой. Я сама порой так взаимодействую со студентами. И сегодня, действительно, кроме учителя много источников информации, но, заметьте, те же родители предпочитают, чтобы у их ребенка было живое индивидуальное общение с учителем. Почему институт репетиторства, частной практики у нас не исчезает? Именно по этой причине. Никакая машина не объяснит лучше учителя.
– В своем центре вы считаете нужным говорить об этом с учителями? Что не всем ученикам по силам идти самостоятельно. Что горящие глаза педагога для них очень важны. А отстраненность и равнодушие способны погасить любого.
– Мы на разные темы говорим с учителями. Проблем в нашей системе огромное количество. И это отчуждает учителя от образования. Плюс бесконечные реформы, которые не просто сразу осмыслить и принять. Причем реформы на всех уровнях образования. Утрачиваются традиции – и это печально. Я понимаю, что Болонский процесс, к которому присоединился Казахстан, ведет за собой двенадцатилетнее образование. Но, на мой взгляд, оно не для нашего общества. Двенадцать лет в школе, на два года увеличилось обучение в вузе. Только в 24-25 лет человек получает возможность завершить образование. Это очень большая нагрузка для родителей. Да и установка – в школу с 6 лет – противоречит психологии и физиологии ребенка, учитывая те программы, по которым мы его собираемся учить.
– Наталья Николаевна, для меня очень важна первая часть нашего разговора. Мне хотелось понять позицию человека, который открыл свой образовательный центр, в котором учит учителей. До последнего времени всем, в общем-то, было известно, что есть у нас один институт повышения квалификации для педагогов. Теперь вот появляются частные центры. Учителя способны ориентироваться на этом рынке услуг? Насколько корректна между вами конкуренция?
– Чтобы понять, какие курсы учителю нужны, он четко должен знать свои профессиональные потребности. Выезжать на курсы повышения квалификации не потому, что время подошло, а потому, что нужно и можно узнать и увидеть новое, прогрессивное, интересное. Выезжать, по возможности, на разные курсы, чтобы сравнивать. Что касается конкуренции – это стимул развития любой организации, образовательной в том числе. В настоящее время законодательно данный вид деятельности не лицензируется. Но мы готовы к этому. Я вообще считаю, что любая образовательная деятельность должна подлежать лицензированию. «Академический центр.Start» выдает сертификаты установленного образца, как и все подобные организации. Наши курсы зачисляются в общую творческую профессиональную копилку учителя, его портфолио. То есть в этом отношении конкуренция вполне корректна, а учитель сам вправе выбирать, где ему проходить курсы повышения своей квалификации – в какой организации, городе, стране. Но административный ресурс, как мы уже успели заметить, здесь все же используется: почему-то иногда за педагогов решают, где им повышать квалификацию, какой количественный план нужно выполнить. Конечно же, средства, которые идут за учителем, здесь тоже играют свою роль.
– Когда вы открывали свой центр, на что делали ставку, зная, что в области уже есть система повышения квалификации?
– Мы сразу знали, что наши курсы будут краткосрочными, а не две-три недели. Ведь курсы должны быть финансово доступны учителям и мобильны, чтобы их можно было посещать через два, три месяца. Следующий наш принцип: конкретность в преподнесении материала – ничего лишнего, дополнительного. И самое главное – практическая ориентированность. Вплоть до того, что учитель здесь может и наглядный материал изготовить, и встретиться с авторами новых учебников, которые сегодня разрабатываются в нашей республике, внести коррективы в содержание курса, на который приехал. Не один раз было, что мы приглашали на занятия узкого специалиста по запросам слушателей.
Ну, и, конечно, мы стремимся использовать разнообразные интерактивные формы – тренинги, мастер-классы, онлайн-мероприятия. В настоящее время мы готовим научно-практическую конференцию республиканского уровня с международным участием, на которую приглашаем педагогов в апреле. Плюс — профессиональные кадры нашего центра. Это опытнейшие педагоги системы повышения квалификации, у которых огромный потенциал и желание выводить на новый содержательный уровень систему повышения квалификации в нашей области. А для проведения непосредственных занятий приглашаем ученых, известных учителей-практиков, сертифицированных учителей не только города и области, но и Астаны, Алматы, Челябинска. И в перспективе – реализация всех предложений на сотрудничество, которые поступают к нам.
Сегодня мы настроены на контакты со школами, научными центрами, что, порой, делать не просто. Определенные административные установки по отношению к частным образовательным центрам, как я уже говорила, есть. Но мы стараемся преодолевать их, выполняя качественно свою работу.
– Наталья Николаевна, сможете нарисовать общий портрет нашего учительства?
– Сложно это сделать сегодня. С одной стороны, учительство – передавая часть нашего общества. Так было всегда, есть и сейчас. У нас огромное число замечательных учителей, творцов. С другой стороны, учитель подконтролен, зажат требованиями, отчетами, проверками. Учитель не всегда может проявить инициативу, поэтому и ждет готовых рецептов и рекомендаций. Ключевая характеристика в идеальном портрете современного учителя – свобода и его свободоспособность (есть такое слово в педагогике). Только свободный учитель может воспитать свободу в ребенке, открытый учитель – воспитать любовь к жизни, миру вокруг себя, только счастливый учитель может воспитать счастливого человека. И у нас с этим еще, к сожалению, есть проблемы.
Беседовала Ольга Абалакова
Фото Сергея Миронова