«Тобол» стал главным триумфатором осени. Впервые за одиннадцать лет команда стала чемпионом страны. Сегодня мы говорим с директором клуба Николаем ПАНИНЫМ.
За что такие деньги?
– Николай Борисович, поражение национальной сборной от Франции 0:8 вызвало в стране негативный резонанс. Раздаются голоса, в том числе влиятельные, о полном запрете на финансирование футбольных клубов из госбюджета. Скажется ли это на «Тоболе»?– Скажется на финансировании или нет – не знаю. Честно. Никаких директив пока не поступало. Мы как раз ждем утверждения бюджета, и тогда сможем говорить – имел влияние тот злополучный матч или нет.
– В этом году по указу Президента финансирование профессиональных клубов сокращено. А на сколько?
– У нас значительно сокращено. 1,2 миллиарда мы получили из бюджета. Остальное – спонсорские деньги. И важно заметить, благодаря успехам «Тобол» в этом сезоне зарабатывал. В Лиге конференций, Суперкубке, Кубке, чемпионате (100 тысяч евро – за пройденный второй раунд ЛК, за вылет из третьего – 550 тысяч евро. Победа в Суперкубке – 25 миллионов тенге. Общий призовой фонд Кубка – 250 миллионов. – Прим. ред.). Так понемногу мы компенсируем свои расходы. Сейчас клуб не имеет задолженности перед игроками и своими работниками. Думаю, что год мы закроем благополучно.
– Популярный вопрос: за что футболисты получают такие деньги? Что бы вы ответили?
– Сколько работаю, столько задают этот вопрос. Если быть откровенным, я считаю, что, конечно, зарплаты футболистов высокие. Но футбольная жизнь коротка и сопряжена с опасностями. Мы легко вспомним игроков, которые получали на поле страшные травмы и заканчивали карьеру. Остается за кадром, как и чем они продолжают жизнь. Зарплата для них, как подушка безопасности.
Второй момент – в казахстанский чемпионат не привлечешь качественных игроков инфраструктурой, охватом телеаудитории, статусом, климатом в конце концов. Остается лишь материальное стимулирование. Это данность, от которой никуда не деться. Да, можно не приглашать хороших футболистов. Но опять же летом мы будем играть в Лиге чемпионов и надеяться без легионеров на хороший результат – наивно.
И добавлю также – все игроки, легионеры в том числе, платят налоги. Чем больше сумма доходов, тем больше налог. Нельзя говорить о том, что все траты остаются без отдачи. И я сейчас даже не беру социальную миссию футбола. Болельщики приходят на стадион – когда радуются, когда огорчаются, но переживают эмоции, живут.
Теория заговора
– Мы подошли ко второму популярному вопросу. Кубковое поражение «Тобола» вызвало теорию заговора. «Тобол» выиграл «Шахтер» в чемпионате и отдал за это Кубок...– Ну, это бред. Домыслы. Знаете, читаю комментарии и просто интересно – люди пишут под никами. Придите ко мне в кабинет и скажите лично. Я вам отвечу. Пишут, обливают грязью всех подряд. «Тобол»! «Тобол» никогда этим не занимался и заниматься не будет. Репутация клуба нарабатывается годами. Зачем из-за какого-то матча терять этот ценнейший ресурс? Мне иногда кажется, что самые злые критики и на футбол не ходят. Тем более они не знают внутренней кухни.
Нервная концовка чемпионата, затем триумф, перерыв и выпадение из основы восьми ведущих игроков. Посчитаем: Иованчич, Валиуллин, Мужиков, Мирошниченко, Нургалиев, Малый, Тагыберген, Жарынбетов. Да, в первой игре ошибался вратарь Султан Бусурманов. Но и великие киперы ошибаются. Все ошибаются. Если вспомнить нашу команду – Балаев в манеже, в матче с «Актобе», также пошел в обводку и привез гол. Болельщикам горько от Кубка. А каково мне? Иногда завидуешь игрокам: расстраиваться лучше на бегу, а не стоя на месте, без возможности как-то выплеснуть эмоции...
Чтобы не на одной ноге
– На днях стало известно, что Вагнер Лав уходит из «Кайрата». А что с нашим Тошичем? Будет ли продлен контракт?– Сейчас мы отпустили команду в отпуск. И ждем решение о бюджете клуба – какие деньги будут выделяться. В связи с событиями, о которых мы говорили (о поражении Франции. – Прим. ред.). Игроки пока в отпуске, ждут наших решений.
– Кажется, почти у всех игроков «Тобола» заканчиваются контракты?
– Да, действующие контракты только у трех футболистов. Это связано с неясностью бюджета. Мы не можем назначить зарплату на 2-3 года вперед. Кроме того, существует и другая сторона медали – футболист на длительном контракте может успокоиться и играть на одной ноге.
– Тем не менее проходит информация, что конкуренты интересуются лидерами «Тобола». В такой ситуации они могут и уйти?
– Опять же про внутреннюю кухню. Мы часто поражаемся новостям о покупках «Тобола» и его потерях. Думаю, это игры агентов – они вбрасывают своим инсайдерам «правдивую правду» о переходе своих подопечных с тем, чтобы поднять их стоимость.
Укреплять каждую линию
– Неясна судьба главного тренера Александра Москаленко.– Та же ситуация. Сейчас мы на паузе. Но поиск новичков ведем. Нам, конечно, нужен еще один сильный форвард, правый защитник, игрок центра. В общем, каждую линию будем укреплять.
– В центре у нас был мощный Канкава. Почему он ушел?
– Опять же из-за неопределенной ситуации с бюджетом. Он ждал-ждал, а потом сообщил, что больше не может терять времени. Позднее мы хотели его вернуть, но он перешел в «Слован».
– Что с Русланом Валиуллиным? (после матча с «Жилиной» в ЛК у игрока взяли допинг-тест. После игры с Украиной, где Руслан забил два красивых гола, пришел положительный результат теста. Руслан был отстранен от игр на время расследования. – Прим. ред.).
– Ждем решение УЕФА. Дня два назад с юристом разговаривал – в конце ноября-начале декабря должен прийти ответ. Дополнительно в УЕФА запросили на экспертизу состав препарата, который футболист принимал. (Руслан Валиуллин утверждает, что принимал новые витамины. – Прим. ред.).
– А какое вещество обнаружили?
– Такое же, как у Исламхана – метилгексанамин. Все витамины, которые принимают игроки, проходят рекомендацию клубного врача команды. Они лицензированы и разрешены УЕФА и ФИФА. Руслан признался, что принимал витамины, которые сам приобрел. Верим в позитивный исход.
Болельщик, который ничего не забывает
– Лучший матч сезона случился на Центральном против «Хайдука». Желаю такой же победы в Лиге чемпионов. А какой клуб вы бы хотели – из Европы или постсоветского пространства?– Знаете, в 2009-м никто из нас не хотел «Галатасарай». Мы огорчились, когда он нам выпал. Зато теперь мы рады, что у нас в истории был такой клуб, во главе которого тогда стоял Райкард. Выпадет сильный или слабый – все равно.
– Мы начали с Франции. Нет ли у вас ощущения, что у нас слабая ментальность в игре с европейцами. Мы будто их боимся.
– Есть такое ощущение. Вспомним «Галатасарай». На их стадионе в Стамбуле написано: «Добро пожаловать в ад». Тогда я подошел к игрокам и попросил: «Не обращайте внимания на то, что происходит вокруг. Играйте в свою игру». Да, мы проиграли, но играли достойно. Что говорить о стамбульском стадионе. Наши болельщики, спасибо им, как гнали команду в игре с «Хайдуком»?
– Да, мурашки бежали... В Лиге чемпионов такой бы атмосферы. Последний вопрос. Мы все знаем, что аким области большой болельщик. А какой он болельщик вблизи?
– Вспоминали сегодня Канкаву. На собеседовании с ним аким перечислил матчи и минуты, где тот забил гол, отметился результативным действием. Канкава вышел от него немного обалдевшим. Говорит: «Я и сам забыл об этих играх. Только сейчас вспомнил». Ответ на ваш вопрос – это болельщик, который ничего не забывает. Без него не было бы успеха «Тобола». Хотел бы поблагодарить его, наших спонсоров и, конечно, болельщиков. Вместе идем в новый сезон.