Экоактивисты считают, что возможности для сдачи строительного мусора на хранение или переработку у стройкомпаний есть. Однако пока инфраструктура в этом секторе управления отходами в зачаточном состоянии.
На практике, к сожалению, неприглядная картина – рождение все новых и новых несанкционированных свалок из строительного мусора.
3% непредвиденных
Тему подняли бизнесмены («КН» от 26 ноября «Подрядчики Костанайской области пытаются решить проблему с утилизацией строительного мусора. Сегодня его некуда девать»). Потому что с этого года полигоны ТБО не имеют права принимать строительный мусор. Что делать, вопрошают предприниматели.«КН» продолжили исследовать проблему. Консультации с проектировщиками позволили понять, что целевых средств, чтобы сдать на хранение или переработку строительные отходы, у подрядчиков, занятых на госстройках, действительно нет. Потому что в ПСД уже давно нет такой статьи затрат. Удается заложить лишь ГСМ и так называемые «моточасы» на погрузку/выгрузку/транспортировку чего-либо.
Между тем у подрядчиков, занятых в сфере промышленно-гражданского строительства, часто в результате демонтажа конструкций, образуется откровенный шлак. Стройкомпании не имеют в наличии мощностей для его сортировки и переработки. Хотя те же проектировщики намекают, что по другим направлениям ремонта и реконструкции прогресс налицо. Например, при замене сетей водо- и теплоснабжения подрядчики даже подзаработать могут, сдав металлолом. При ремонте дорог старый асфальт ресайклируют и повторно используют. Нередко продают за неплохие деньги. То есть в данном случае отсутствие целевых средств на оплату услуг полигонов или переработчиков вполне оправдано. Но мы говорим о строителях.
Хотя, если углубиться в проектную документацию, то увидим, что 3% от стоимости проекта заложены на непредвиденные расходы. Теоретически эти деньги можно потратить на сдачу отходов на хранение, либо переработку. Как вариант: можно найти более выгодное место для утилизации отходов. Разницу направить на оплату услуг полигона или переработчиков. Вот только где искать?
Бесхозные кучи
Экоактивист Максим Фролов уже два года плотно занимается выявлением и ликвидацией стихийных свалок в Рудном. По его словам, более 80% всех свалок – строительный мусор. То есть многие, чаще, конечно, рядовые жители, даже не ищут места для безопасного хранения строительного мусора. И судьба тех свалок, что удалось отследить «КН», показала, что на месте убранного мусора в скором времени появляются новые кучи.Экоактивист уверен, что проблема не уходит из-за отсутствия должного контроля со стороны госорганов. Экологи, полицейские и представители местных акиматов лишь руками разводят: как уследить?
Хотя новые нормы экологического кодекса, по мнению некоторых экспертов отрасли, позволяют понять, сколько на самом деле каждая компания отправила отходов на переработку или хранение. В департаменте экологии Костанайской области подтвердили, что это действительно возможно, ведь каждый подрядчик оплачивает эмиссии в окружающую среду. Объемы оплаченных налогов и договоры между компаниями можно отследить: от ТОО, у которого образовались отходы, до конечного «владельца» мусора. Работа кропотливая, но необходимая.
Пока же фирм, которые оказывают такие услуги, в Костанайской области единицы. Вернее, из действующих нам смогли назвать лишь лисаковское ТОО «Илин». Рудничанин Максим Фролов сегодня занимается запуском комплекса по переработке строительных отходов, но оборудование пока не заработало. По его словам, новый комплекс сможет в год перерабатывать до 40 тысяч тонн стройотходов. Из этого вторсырья экоактивист, перепрофилировавшийся в предпринимателя, планирует производить шлакоблоки, щебень и другую продукцию.
Однако некоторые переработчики, специализирующие на сборе других категорий вторсырья, считают эту нишу неперспективной. В том числе изза отсутствия должного контроля и реальных инструментов, позволяющих вывести этот сектор из тени.