Роковая ошибка бизнес-леди привела к тому, что сразу пять семей с детьми могут оказаться на улице.
Мать двоих детей Калия должна бы радоваться. В июне она заканчивает платить ипотеку за двухкомнатную квартиру в районе ж/д вокзала. Тут бы с дочерьми Сабиной (6 лет) и Даяной (1,5 года) в ладоши хлопать: близок конец десятилетке уплаты ежемесячных взносов в банк в размере половины заработной платы Калии. И всё – квартира твоя.
Калия Мухангалиева надеется, что не окажется на улице с двумя дочерьми.
Но радости по квартирному вопросу в семье Мухангалиевых не наблюдается. Напротив, живут как на пороховой бочке и надеются, что зимой не окажутся на улице. С той же надеждой живет в Костанае еще одна семья – Дарменбаевых. Тоже двое детей и тоже скромные доходы, которые не позволят купить другое жилье, если лишат нынешнего – трехкомнатной квартиры. Глава третьей семьи Марат Бекшентаев, отец двоих детей школьного возраста, в аналогичном положении. А всего таких семей в областном центре пять.
Их объединяет одно – они родственники Раи Бекшентаевой. Еще вчера она – один из крупнейших поставщиков в Костанай ножек Буша, успешная бизнес-леди. Но бушевским ножкам пришлось сделать ручкой и из Костаная уехать в Астану. С одними чемоданами. Уже будучи в столице, Рая наняла адвоката, чтобы те самые пять семей ее родственников не лишились жилья.
Судя по рассказу адвоката Лимары Сергазиной, роковую ошибку бизнес-вумен совершила еще семь лет назад. Бизнес шел в гору, в Костанайском филиале АТФ-банка Рая числилась как постоянный и добросовестный клиент. Проще говоря, часто брала кредиты – нужны были оборотные средства для торговли окорочками.
И вот однажды банковские работники предложили Рае купить производственный комплекс цеха железобетонного комбината (при Союзе он работал) в районе Узкой Колеи. В натуре это пять с половиной тысяч заброшенных квадратных метров. То, что такая недвижимость «в натуре» никому сто лет не нужна, Рая поняла потом. А тут, как говорит ее адвокат, сыграли роль увещевания банковских работников, говоривших, что такую недвижимость можно будет потом легко двинуть за большие деньги.
И Рая решила купить. Нет, она не хотела вдохнуть жизнь в заброшенный корпус: сделать там ремонт, открыть, например, предприятие по производству приправ для окорочков или ткацкую фабрику. Ну чтобы заняться производством, создать новые рабочие места и еще один источник для налогов. Она покупала, чтобы перепродать. Это потом станет понятно, что каждому своё. И если с торговлей ножками Буша получалось, ни к чему было лезть на поляну крупной производственной недвижимости.
Дело в том, что Костанайский филиал АТФ-банка сам и прокредитовал Раю. Выдал ей 120 миллионов тенге (по прежнему курсу порядка $800 тысяч). И владелец цеха – некое ТОО «8888» (кстати, также должник этого банка) – продал его Рае за эту сумму. Причем, по данным адвоката Лимары Сергазиной, весьма выгодно – в три раза дороже, чем купил сам. Что любопытно, к нотариусу оформлять сделку приехал гражданин больше похожий на наспех отмытого бомжа, нежели на руководителя ТОО. Что наводит на мысль – «8888» вполне могла быть фирмой-однодневкой, созданной для того, чтобы провернуть сделку с цехом. Ведь, судя по документам, ТОО «8888» было открыто за 12 дней до того, как продало Рае злополучный для нее цех.
Судя по всему, к случаю с заброшенным цехом лучше всего подходит поговорка: дело сделано, дура замуж выдана. Бизнес-леди втридорога купила никому не нужное имущество, которое, понятное дело, продать не смогла. Оказалась по уши в долгу перед банком, который сегодня равен $3 миллионам. Окорочковый бизнес лопнул, не дождавшись экспансии российской курицы.
Адвокат Лимара Сергазина говорит, что история с цехом и банковскими операциями получается интересная и вполне могла бы заинтересовать компетентные органы. Но для нее не это главное дело. Главное, говорит адвокат, чтобы пять костанайских семей не оказались на улице! Дело в том, что Рая брала кредит в банке на покупку цеха, в том числе и выставив в залог квартиры своих родственников. Последние рассказывают, что доверяли успешной Рае и до этой истории она не подводила.
Что теперь думают о Рае ее родственники? По-разному. Родные сестра и брат Жаннат и Марат отнеслись к ситуации с пониманием. Хотя, кто знает, пилят их или не пилят супруга и супруг. Вышеупомянутая Калия Мухангалиева, которая на финишной прямой в выплате ипотеки, с родственницей Раей не общается. Говорит, что обожглась на всю жизнь. К ней в квартиру уже стучались представители АТФ-банка, Калия дверь не открыла.
Судя по хронологии событий, отрицательный герой Рая Бекшентаева (так подставить родню!), по словам Лимары Сергазиной, оказалась все же совестливая гражданка. Это она наняла адвоката именно для того, чтобы квартиры вывели из залогового имущества. Тем более, как утверждает Лимара Сергазина, их взяли в залог без оценки.
А это уже прямое нарушение закона. Но и это по непонятным причинам игнорировали все судебные инстанции, а также надзорная, казалось бы, высшая… По всей видимости, этот и другие факты по «цеховому делу», больше похожему на «развод», будут озвучены в Алматы. Там располагается Международный третейский суд IUS, где в феврале будут слушать это дело, куда обратился банк, нарушая закон о подсудности, т.к. дело подлежит рассмотрению по вопросам недвижимости по месту их нахождения.
Пять костанайских семей с тревогой ждут процесса. Лишат жилья – с детьми идти некуда...