После школы она хотела поступать на связиста в далеком Новосибирске, но дед, человек непреклонной воли и житейского здравого смысла, сказал: «Молода слишком. Вон Щучинск рядом. Учись на лесовода».
Картинка из букваря
Галина вcпоминает то время с легкой ностальгией. «Я была девчонкой шустрой, с пацанами быстро язык находила. Будущие лесоводы – сплошь мужики. Там же и познакомилась со своим Алексеем. А в 23 года мы приехали с ним вот в это крохотное Озерное ныне Аулиекольского района. Думали, поработаем здесь пару годков и уедем в город. Ан нет, затянуло меня лесничество на тридцать лет...».За окном маленького кабинетика идет снег. Если прислушаться, то в декабрьском безмолвии можно уловить его мягкое шуршание. Озерное, с его двумя улочками, пустынно.
Я, как и тысячи людей, которые ежедневно мчатся по республиканской трассе мимо этого поселения, приземистыми домишками усаженного в полукольцо соснового бора, всякий раз отмечал: прямо картинка из букваря. Летом она особенно впечатляет: темная малахитовая зелень леса, желтый песок, запах хвои, а сама деревушка с огородиками, как на теплой ладони – тихая, уютная, близкая.
Как игрушки на ёлке
Галина Руденко здесь второй человек по рангу – замдиректора Новонежинского лесничества. Это единственное предприятие, на котором, как игрушки на елке, висят-держатся нынешние его немногие оставшиеся озеровчане.История этого лесничества началась в 1946 году. Других сведений о нем я не нашел. По данным переписи 2009 года, здесь проживало 139 человек. Сейчас значительно меньше. Недавно проданный здесь дом обошелся покупателю в миллион тенге. О ранее проданных известно, что в них до сих пор не заселились. Похоже, что люди приобрели жилье для летнего отдыха.
Зимой, если вы не любитель лыжных прогулок и кратковременных шашлыков на природе, делать здесь нечего. Даже маленький и единственный магазин закрылся из-за нерентабельности. За хлебом в ближайшую Новонежинку (3 км в одну сторону) либо на попутке, либо на такси.
Глава лесничества Куаныш Жолдыбаев на протяжении восьми лет держит команду профессионалов, личным примером и возможностью занять людей делом показывая, что жизнь продолжается. О нем мне рассказывали многие: гараж, который с 90-х годов был заброшен, вернул к жизни, технику под крышу завел, благоустройством занимается...
Гроза и люди
Аманкарагайский лес размером 32 тысячи гектаров сосны, березы и тополя, часть которого и есть Новонежинское лесничество, существует со времен динозавров. Бесценный живой изумруд среди степи. Он таким и останется. Но без людей – вряд ли.Новонежинское лесничество – это 16 тысяч гектаров, несколько питомников и два кордона. Кордон – место, где стабильно проживает лесник с семейством и своим подворьем. Это как на подводной лодке: уходишь в автономное плавание, где с большой землей связь, ежели не заметет и не развезет, только по рации.
Поселок Озерный в этих координатах основная база с ее пожарными машинами, тракторами, посадочными агрегатами, коими высаживают саженцы на замену древним или погорельцам. Это особенно актуально. В 2016 году случился пожар, который с содроганием вспоминают и поныне. В 2017 году гарь расчистили и высадили новое поколение из питомников. Сегодня повзрослевшие сосенки уже в половину человеческого роста.
Вот это не кончится никогда. Грозовые молнии никак не проконтролируешь. Человеческую безалаберность тоже. И при всех этих печальных факторах остается самый главный и самый надежный – персонал лесничества. Лесные братья.
При этом мало кто знает, что эти 15-20 человек, работающие, по сути, круглосуточно, задыхаются от нехватки рук в весенне-летний сезон ухода за питомниками, во время посадочных работ. Раньше было просто и понятно: собирали школьную или студенческую молодежь, правда, платили не бог весть какие деньги, но все понимали, что трудовая терапия на свежем воздухе в древнем сосновом бору – это большой плюс. Я видел, как это происходило еще в доисторические, советские, времена на таких коллективных выездах. Румянощекие девчата и парни, которых рвало на части от желания показать свою лихость на этом быстротекущем отрезке времени, но о котором потом будет помниться всю жизнь так, как будто в крови закипают пузырьки шампанского...
Кошка и негаснущая печурка
В восемь утра все лесничество уже на ногах. Пока не замело снегом по самые верхушки, надо закончить расчистку просек от летних рубок ухода. Смотреть в оба, чтобы не бродили с топорами ушлые люди, которым елочку срубить – что пальцами об асфальт. С Галиной Юлиановной мы говорим в основном о производстве. Но между строк нет-нет да и пробивается личное, незаживающее.Десять лет назад не стало ее незабвенного Алексея, Алексея Павловича. Вот уж с кем была жизнь душа в душу, на одной волне, на одном дыхании. Лес был для них двоих зеленым океаном, а потом и колыбелью для их маленького сына Павла, а потом и двоих внуков... Сын живет нынче далеко, но родных мест не забывает.
Я не знаю, где и как будет встречать Новый год эта женщина, уходящая в тенях и солнечных бликах тысячелетнего леса к своему дому. Возможно, у своих племянников, которые живут в этом же районе. Возможно, у себя дома, разукрасив хвойный лапник игрушками, оставшимися от сына. Как и тридцать лет назад, в печи будут весело потрескивать березовые поленья, а серая кошка Мурка растянется на коврике у ног...
Жизнь продолжается. С ее неразрывными связями прошлого и настоящего, с надеждами о том, что тепло не покинет жилища близких тебе людей.
Рая ШЕКТЫБАЕВА, пенсионерка, село Харьковское Мендыкаринского района:
– Чтобы лучше жили. Чтобы жили как одна семья! Идешь с соседкой – тебя встречают, радуются. Меня, между прочим, знаете, как называют? Раиса Максимовна! Так что желаю, чтобы было весело и счастье приходило в каждый дом! Здоровья родителям, нам, детям, внукам. Здоровье будет, и силы будут. Главное – позитивный настрой