Подвиг Олега Пирога растрогал людей, а газету заинтересовал. Как сегодня живут люди в дачных обществах?
А раньше мы...
Эту историю все знают, но напомним. В дачном обществе «Садовод-Строитель» загорелся дом, где оставались четверо детей. 11-летний Олег шел мимо, бросился в горящий дом и помог выбраться детям. Мальчик и его семья (у него еще четверо братьев и сестер) живут в том же садовом обществе.«А раньше мы жили на Уральской, – вскользь рассказал мальчик в разговоре с корреспондентом «КН». – Раньше там, а сейчас здесь», – такие семьи газета встречала в дачных обществах много раз.
Рублёвка
Дачное общество «Текстильщик» – сосед «Садовода-Строителя». Главный продуктовый магазин носит ироничное название «Рублевка», но олигархи здесь не живут.
– Я работаю два года, – рассказывает продавец (имя назвать не захотела). – И живу на дачах. Вообще, магазин вначале назывался «Удачный», потом «Продукты». Люди упорно называли его «Рублевка», так и приклеилось. «Рублевка» – это главный ориентир. Площадь дач большая, а домиков много. Дома под номером за тысячу и выше – обычное явление. Найти кого-то на запутанных улочках нереально. Поэтому и такси, и скорую, и другие службы местные встречают возле «Рублевки».
Городские
– У меня начальница искала в «Яндексе» такси на «Текстильщик» и сразу всплыла «Рублевка», – смеется покупательница.– А какое соотношение благополучных и неблагополучных жителей?
– 300 человек здесь точно живет, – со знанием дела отвечает продавец. – Я думаю 80% благополучных и 20% – нет.
– Наверное, многие приезжают из села?
– В основном сюда перебираются люди, которым дорого платить за съемное жилье в Костанае. А здесь один раз в год платишь членский взнос. Каждый месяц за электричество, конечно. Дрова, уголь, вот и все. Вода в скважинах и колодцах. Жизнь выходит дешевле.
– Мусор забыли.
– Мусор сжигают, как правило. Копают септики для того, чтобы удобства были внутри дома.
– Вчера был буран, но дорога расчищена – думал, будет хуже...
– Жители сами собирают деньги на очистку. В прошлом году у нас вышло почти 80 тысяч тенге. Но это про главную улицу. А в проулках кто сам чистит лопатой, а кто вызывает трактор.
Успели
До «Текстильщика» (до площадки возле дачной конторы) ходит автобус пятого маршрута. Рядом колодец и доска объявлений: «Продается дачный участок за 1 млн тенге». Это средняя цена в «Текстильщике». И стоимость растет вместе со спросом. Роман четыре года назад купил здесь участок за 400 тысяч тенге. А осенью 2021 года дом, который они строили с мамой – сгорел.
Мы едем в гости к Роману. Застройка «Текстильщика» неоднородная. Одни улицы выглядят живыми, а на других лишь один дом или вовсе нет жилых.
– Так, значит, вы успели, Роман?
– Спасибо людям – успели.
Катастрофа
Канаевы строили домик четыре года, экономили на всем. В ночь с 12 на 13 сентября огонь перекинулся на их дом с соседнего участка. Здесь загорелась летняя кухня. Наталья (мама Романа) увидела отсветы огня в окне и выбежала на улицу – горел забор между участками. Женщине повезло набирать воду, когда взорвался соседский газовый баллон. Несмотря на расстояние в пять метров, она упала на землю, а когда подняла голову, то поняла, что дом уже не спасти. Крыша завалилась, угли и горящие обломки сыпались в комнаты. Пожарные приехали быстро, но от дома остались только стены.Октябрь 2021
Я писал об этой катастрофе отдельной семьи осенью. В это время были только стены. Если честно, не верилось, что семья успеет утеплить дом до прихода холодов.
Не жестокий Роман
– Не смотрите на беспорядок, – предупреждает Роман. – До зимы успели утеплить стены, поставить крышу, окна, залили пол. Остальное будем делать с наступлением тепла.Наталья и Роман также переехали в дачное общество из города. («Надоело скитаться по съемным квартирам»). Роман топит печь (в морозы уходит два ведра угля – 1400 тенге мешок). Рядом фляги объемом в 80 и 40 литров. Воду Роман набрал у соседа, в скважине. К другому соседу он ходит в баню. После пожара они и жили с мамой у соседей.
– Значит, дружно у вас здесь?
– Люди хорошие в основном. Каждый знает, что жить трудно и потому приходит на помощь. И вообще, много людей приезжали, привозили стройматериал, дрова. Один мастер бесплатно помогал ставить односкатную крышу. Всем хотелось бы сказать спасибо.
Семья Канаевых «не жестокая». Так выразился Роман. В доме я увидел пять кошек и трех котят.
– Что с ними делать – приходят, не выбрасывать же. Котят раздаем, а взрослых уже не отдашь. Мы совсем не кошатники – просто не жестокие люди.
А я понял, что Роман не жестокий, когда увидел коврик, прислоненный к теплой стене печи. Коврик собаки – Роман занес его высушить и погреть (на улице под - 30). В общем, собака живет в будке, как Граф (так ее зовут).
Из-за того, что Роман последние месяцы строил домик – потерял работу. Он востребованный специалист, монтирует кабели интернет-соединения. –
Перед НГ хотел подработать, не получилось. Надеюсь, в 2022-м все будет хорошо.
– Роман, пожары в дачных обществах уже не редкость. А часто к вам приходят с инспекцией печей, дымоходов?
– За четыре года не вспомню.