Мы верим в это. Сквозь слезы, ведь в январских беспорядках в Алматы погибали даже дети. Но мы верим в лучшее. В мирный Казахстан. В разумных казахстанцев. И в то, что такое больше не повторится.
Пусть больше никогда у наших фотокоров не будет поводов для таких страшных съемок в Костанае. На этом развороте мы дали слово простым людям. Тем, кто даже в этом хаосе оставался ЧЕЛОВЕКОМ. Именно этого всем нам и желаем.
Поезд с горячего юга
Большая разница
За тридцать минут до прибытия на перроне только женщина, Альфия Байганина. Встречает двоюродного внука студента Алексея.– Я плакала, потому что мне жалко всех. Такое впервые – это шок для нас. У нас народ хороший. Это, видать, не мирные подсоединились.
– Кто подсоединился?
– Ну кто-нибудь. Наши бы не разбивали...
– Довольны вы своей пенсией?
– Конечно, хотелось бы больше. 70-80 тысяч – что это сейчас? Если добавлять, всем надо добавлять. Вообще же олигархи – не надо их наращивать. Разница большая у нас. Не надо рознь вот такую создавать.
Сразу на вокзал
Перрон наполнился людьми. Из здания вокзала вышла группа полицейских. Длинный пассажирский состав грозно дышал, стучал и пах углем. Останавливался он долго. Наконец двери открылись.
– Вы из Алматы, ребята?
– Нет, мы из Караганды. (Из Астаны, Шымкента, Чу, других городов).
Наконец:
– Да, я из Алматы, – ответила Дина Жагапарова. Ее встречал муж, обнимал и не отпускал маленького ребенка (на снимке).
– Не попали вы в историю?
– Немного попали. Мы живем между Тимирязева и Аль-Фараби. Это прямо в гуще... Прибежали домой, слышали шум и звуки стрельбы. Приехал помощник мужа моей подруги и на машине забрал нас к ней в горы.
– Не казалось, что этого не может быть в нашем государстве, которое недавно отметило 30 лет?
– В тот день была какая-то наэлектризованная атмосфера. Чтото с этим сделают. Было тревожно – больше за детей, конечно. Когда и чем это все закончится? Для тех, кто не попал в эпицентр, тоже все было не просто. Банкоматы разгромили, а у всех деньги электронные. Магазины принимали только наличные. Но мы с друзьями консолидировались, у кого сколько – у кого пять, у кого десять тысяч. Без продуктов не остались.
В любом случае, люди добрые. Нет молока в магазине, друзья говорят – вот у нас молоко есть, давайте поделимся. Потому что у нас дети, надо каши варить. Когда через два дня Каспи включил услуги – стало полегче. Единственное, что продуктов не осталось в магазинах. Они пустые. Вернулись домой и сразу на вокзал. На тот момент, когда мы уезжали, говорили, что все эти экстремисты на окраине Алматы засели, в горы ушли.
Треснуло, но не разбилось
Навстречу идет Альфия Байганина со своим внуком Алексеем. Он ехал в первом вагоне, бабушке пришлось далеко бежать за ним.– Рад, что вы встретились, Альфия. Привет, Алексей, как пережил события?
– Не обращал внимания, – отвечает флегматичный юноша. – Закрыл дверь, взял книжку по шахматам и стал изучать партии...
– Я живу в районе «Самал». Нам сказали задернуть шторы, не подходить к окнам и выключить свет. Я так и сделал, – рассказывает Дамир. – Потом узнал, что в светящееся окно моей подруги бросили какую-то большую петарду, а может, шашку. Пластиковое окно треснуло, но не разбилось.
– Ну как и наше государство.
– Точно. А ведь кто, отмечая Новый год, мог о таком подумать?..
Они строили МОСТЫ
Группа волонтеров разорвала коммуникационный вакуум.
Беспорядки вызвали отключение связи в республике. Это разделило родственников на тех, кто живет в Казахстане, и на тех, кто за его границами. И кому было хуже – вопрос. Во многих странах люди читали новости, смотрели жуткие видеокадры, слышали по дорогим номерам гудки, не спали и не находили себе места.«Меня зовут Нурбек. Я родом из Казахстана. Живу в Москве уже пятый год. Когда отключили связь, первые два дня сохранял спокойствие, но на третий, несмотря на то что я мужчина, начал плакать. Как и где мои родители и близкие мне люди?».
Начало
Это один из многих комментариев в группе волонтеров «Бауырмен хабарлас». «КН» связались с одним из координаторов проекта Нурадилем (фамилии волонтеры не говорят):– Я живу в Алматы, у нас есть оператор связи, через которого я с помощью VPN в одном из каналов Телеграм увидел обращение девушки. Она писала, что живет в Чехии и очень волнуется за родителей, просила помощи. Я набрал родителей и связал их в Телеграме. Искренние слезы. После чего девушка попросила мой Инст и поставила хештег с моим адресом. Так вскоре многие узнали о том, что я могу помочь связаться. Но самым главным организатором стала финансист, известная под псевдонимом Кунекей Нурлан. Очень быстро нас, волонтеров, стало много – только за одни сутки мы связали с близкими 2000 человек!
Живы, здоровы
Волонтеры создали телеграм-чат-бот. Аудитория его быстро росла. «Наш штаб включает в себя волонтеров со всех уголков мира: Кыргызстан, Узбекистан, Турция, ОАЭ, Германия, Франция, Чехия, Италия, Испания, США и другие страны. Вот как разбросаны по миру наши соотечественники и неравнодушные люди!» Многие из тех, кому помогли связаться с близкими, сами становились волонтерами. Пункт инструкции:– Напоминаем: во время звонка назовите человека по имени, представьтесь «Это волонтерская служба «Бауырмен байланыс», мы помогаем связаться с родными» и скажите от кого звоните. Будьте вежливы, кратки и доброжелательны! Все сейчас на эмоциях».
– Но краткими быть получалось не всегда. То есть никогда почти, – рассказывает Нурадиль. – Люди плакали, расспрашивали – не бросать же трубку. Но, главное, они теперь спокойны – все живы, здоровы.
Дальше – больше
Вскоре в чат-боте появились такие сообщения: «Могу приютить в Бишкеке, телефон». «Меня зовут Лейла и я живу в Москве. Могу помочь 1-2 людям, кто застрял в Москве». «Братья казахи, встречу на границе, отвезу в тепло, накормлю и приючу». Таких сообщений множество – особенно из Кыргызстана. Писали также из приграничных городов РФ.– Вы строили мосты между людьми.
– Наверное, так. И таких мостов у нас больше десяти тысяч, – ответил координатор.
Волонтеров было очень много. Но вот главные: Айгерим Нурлановна (Кунекей Нурлан) и основатель проекта «Баурмен Байланыс». Модераторы: Тамиля, Даная, Алуа, Координаторы: Никита и Нурадиль. «Конечно, команда сообщества «Баурмен байланыс» намного больше! Выражаем отдельную благодарность координаторам, которые работали с заявками и таблицами. IT-специалистам, дизайнерам и психологам»!
Обычная связь восстановлена, но волонтеры (несмотря на то, что группа возникла спонтанно) так сплотились в одну команду, что теперь ищут новую идею, благодаря которой могли бы помогать людям.
«Дети должны быть вне политики»
В начале января костанайский ансамбль «Карнавал» планировал выехать по Казахстану с большой концертной программой. В связи с режимом ЧП всё... не отменили. А отложили.
– В прошлом году я побывал в Туркестане, Шымкенте. Использовал отпуск для духовной пищи, – говорит руководитель ансамбля Шамиль Фахрутдинов. – Посетил святые места, посмотрел исторические объекты. Эдакий малый хадж. И когда все это увидел, я же учитель, решил: нужно привезти сюда наших детей. Чтобы они знали историю своей Родины. Шире, чем в рамках нашей области. А там красота неописуемая!«Карнавал» за последние два года никуда не выезжал: пандемия. Вот и придумал руководитель коллектива своеобразный историко-культурный проект. В рамках возможного. Поддержали на всех уровнях исполнительной власти разных регионов. И сфера образования, и областные акиматы. Родители и дети тоже были «за». В рамках программы: историко-познавательные поездки, творческие встречи, совместные концерты. И общение с такими же творческими детьми, знакомство с историей Казахстана.
Подготовка шла серьезная. 6-7 января большая делегация карнавальцев должна была выезжать. Но планы были сорваны. Хотя дети до последнего надеялись, что все состоится. «Мы все-таки не отменили этот проект, а перенесли, – подтвердил Шамиль Алексеевич. – Нужно выждать время. Мы общались с руководителями тех регионов, организаторами нашей поездки, они тоже нас ждали, подготовили большую насыщенную программу. Ведь то, что мы придумали, не имеет аналогов в Казахстане. Это не то, что прилетели, посмотрели, поели, уехали. А взаимотворческое обогащение».
Стоит отметить, что этот проект как никакой другой можно назвать примером патриотического воспитания. Когда ненавязчиво, через историю и культуру, подрастающему поколению прививают настоящие человеческие ценности. И, конечно, любовь к Родине.
С этим согласен и руководитель ансамбля: «За мою жизнь было уже столько коллизий, что я к этому отношусь с пониманием и надеждой на лучшее. «Карнавал» пережил самые трудные времена. Пройдет и это. Однозначно, что нельзя в такой ситуации терять силу духа. Уверен, дети были и должны оставаться вне политики. Думаю, что в перспективе все у нас получится. И новые поездки, и возможность завоевывать нового зрителя. Главное – пусть будет мир на нашей земле».
Чем могли...
В сети супермаркетов Norma, когда не было связи и не работали банкоматы, жители города могли взять продукты «под запись».
– Нас собрали в акимате и спросили, кто чем может помочь, – объясняет предпринимательница Наталья Лапшина. – Увы, я не пеку хлеб, чтобы иметь возможность бесплатно раздавать в достаточном объеме. Подумала, что у многих людей деньги есть, но на картах, к которым нет доступа. Так пришла идея отпускать товары под запись.Эта информация накануне рождественских выходных появилась в чатах предпринимателей Костаная. Под гарантию руководства работники коллективов могли взять продукты в этой городской сети супермаркетов в долг.
– Потом мы общались с мужчинами, что стояли в оцеплении, – поделилась предпринимательница. – Да, их кормили, и мы это прекрасно понимали. Но когда спросили, чем можем их поддержать, то нас попросили привезти сладкой воды и сигарет. Сигаретами-то их никто не обеспечивает...
Пост на странице костанайского адвоката. Единение – наш народ продемонстрировал в эти дни именно его. Вопреки всем попыткам разрушить наш мир.
Пять выводов
Их опубликовал на своей странице в Instagram алматинец, юрист, пловец-марафонец (в 2019 году переплыл Ла-Манш) Ержан ЕСИМХАНОВ:
«Мы провели пять ночей в условиях чрезвычайного положения, четыре из них – с очень дозированным доступом только к официальным новостям.Первое. Мы научились не доверять слухам. Слухи за это время были самые дикие, и мы понимали, что многим из них верить нельзя. Поэтому мы перезванивались с друзьями из разных районов города, обсуждали только то, что сами видели, фейки старались не плодить.
Мы сразу поняли, что самое опасное для нас – не боевики, а обычные бандиты и мародеры, которые попытаются воспользоваться ситуацией. Было несколько случаев, о которых я знаю точно, когда такие бандиты подбирались 6 и 7 января к частным домам и ЖК. Подъезжали машины без номеров, собирались в группы подозрительные люди. Если видели решительно настроенных мужчин – уезжали. Поэтому, второе – мы научились объединяться. Собрал в доме родственников, мужчины дежурили по ночам, днем организованно продукты закупали и развозили тем, кому нужно из пожилых близких, чтобы лишний раз не выходили на улицу. Договорились с соседями на случай, если кто-то полезет. В общем, у нас был порядок.
Это фото разместила на своей странице наша коллега, алматинская журналистка, медиатренер Гулим Амирханова. Наши земляки, которые сейчас находятся в Алматы, отмечают, что в маленьких магазинах после закупов осталась одна вода. Город приходит в себя...
Третье. Мы поняли, что алматинцы крутые. Паники за эти дни я не видел. Ни разу за эти дни я не видел случаев бытовой агрессии или того, чтобы кто-то рвал друг у друга продукты. Даже, наоборот – не брали лишнего. Вежливость в Алматы в эти дни была признаком нормального человека, не мародера.
Четвертое. Мы поняли, что у победы много отцов. Как только 8 января стало понятно, что военные переломили ситуацию, и что боевики разгромлены, сразу стали появляться персонажи, которых все это время не было видно. Все они, если судить по их словам, все это время были на передовой и с Президентом. Я, как и многие мужчины в нашем городе, провел до этого четыре ночи вооружившись чем попало и обходя дом, в котором спали мои маленькие дети, прислушиваясь к выстрелам и взрывам неподалеку. И поэтому мне сложно было всерьез воспринимать такие победные заявления. Но пусть это будет на их совести.
И, пятое, последнее. Мы поняли, что война – это страшно. Ну, тут без комментариев...
Да, и еще. Надо как-то собираться, приводить в порядок город. Коммунальные службы с такими разрушениями не справятся. Как только с учетом режима ЧС такая возможность появится, поучаствую. Берегите себя»
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО, Сергея МИРОНОВА