Мы привыкли считать и даже гордиться тем, что Казахстан – своего рода островок стабильности в бушующем мире. В эти дни данное утверждение поставили под сомнение.
Акимат города Алматы 5 января
Критически важно понять
Почему это произошло? Данный вопрос мы адресовали доктору наук, директору института государства Еркину Абилю.– Стабильность бывает разная. Есть стабильность процветания. А есть стабильность перед взрывом, когда накапливаются годами нерешаемые проблемы. Правительство, на мой взгляд, стало излишне коммерциализировать государство. Да, поднятие цены на газ имело экономический смысл. Это простое, но неправильное решение. Вместо того чтобы пересмотреть основу ценообразования (это сложно и не всегда популярно), смотрели на то, чтобы не пострадали производители, многочисленные посредники. В результате в течение 5-7 лет ценовую проблему загоняли в глубину, и теперь она не могла не выстрелить. Тем более что ситуация осложнилась пандемией. Даже имея работу, люди испытывали сложности. А госаппарат терял мобильность.
Многое связано с проблемами села. Люди там все бросают и едут в город. Но в итоге законопослушный фермер, чьи ожидания не оправдались, превращается в маргинала. Бессистемная урбанизация привела к тому, что города взорвались. На мой взгляд, министерство сельского хозяйства – самая неэффективная структура. Мы провалили программу переселения людей с густонаселенного юга на север. И не потому, что не было желающих. Им не могли ничего предложить. Для занятия фермерством у нас нет свободных земель, даже местное население нуждается в выпасах. Сейчас Президент пообещал реформы, но для серьезной разработки нужно время.
– Госсекретарь Ерлан Карин заявил, что в Казахстане хотели с помощью радикальных и террористических групп дестабилизировать ситуацию и сделать государственный переворот. Как вы считаете, это внутриказахстанский конфликт или причастность иностранных сил?
– Все-таки внутриказахстанский. Хотя, я думаю, внешние силы тоже имеют к событиям отношение. Но это не обязательно какие-то государства. Ни США, ни Россия не заинтересованы в дестабилизации в Казахстане. Но могут быть некие политические силы и даже криминальные группировки, которым это выгодно. Пока об этом говорить сложно, нет всей полноты картины. Надо дождаться расследования. Хотелось бы, чтобы его результаты были максимально открытыми. Нельзя давать повода для слухов и астрологических прогнозов.
Конец двоевластия?
Тема эта в обществе была на слуху. Подпитывал ее тот факт, что председательство в таком важном для государства органе, как Совет Безопасности, по закону пожизненно было за Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. А действующий Президент был одним из членов Совета. Когда стало ясно, что с 5 января возглавлять его стал Касым-Жомарт Токаев, появились слухи, что Лидера Нации в сложной ситуации «отодвинули». Только спустя время пресс-секретарь Президента РК заявил, что Назарбаев сам передал председательство в Совете Безопасности Токаеву.По словам доктора юридических наук Сергея Жалыбина, когда вводится режим чрезвычайного положения, а это особый правовой режим, президент имеет право издавать указ о возложении на себя обязанности председателя Совбеза. Так или иначе, это поставило точку в транзите власти.
Некоторые российские эксперты отметили: с виду КасымЖомарт Токаев – мягкий, интеллигентный человек. Оказалось – смелый и решительный. Когда на Западе стали советовать пойти на переговоры с протестующими, глава государства отреагировал резко: «Какая глупость! Какие могут быть переговоры с преступниками, убийцами. Их нужно уничтожать». Но самым шокирующим для США и Евросоюза стало решение Токаева обратиться за помощью в Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ).
Миротворческая миссия
ОДКБ существует уже почти 30 лет. Но миротворческая миссия в Казахстане – это ее первый практический опыт. Переброс военных пяти стран-участниц ОДКБ произошел очень быстро. На Западе тут же запели о нелегитимности этих действий. Хотя на деле были соблюдены все легитимные процедуры: получено согласие всех членов ОДКБ.Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что не понимает, почему Казахстан не может самостоятельно разобраться с протестами. Тем более что «Мы предупредили власти, что отвечать нужно пропорционально, подходящим образом, таким, который согласуется с правами протестующих». Да что тут непонятного: не о протестах речь, а об организованной террористической атаке на государство.
С самого начала было заявлено: миротворческая миссия российских, киргизских, армянских, белорусских и таджикских военных будет временной. Они будут лишь охранять важные для страны объекты, освободив силы казахстанских военных для проведения антитеррористической операции. На этой неделе прошла внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ с участием первых лиц государств-участников. Обсуждали не только текущую ситуацию в Казахстане, но и будущие шаги для недопущения подобного у себя.