Озеро в районе Б. Майлина стало камнем преткновения в споре между госорганами и бизнесом. Хотя до недавнего времени оно совершенно никому не было нужно. Разве только коровам, что жарким летом ходили сюда на водопой.
Осушили?
В конце 2021 года на редакционный WhatsApp «КН» (8-777-442-11-22) пришло сообщение с фотографиями. Наш читатель сообщил, что одно из озер области осушили и засыпают: «В Тарановском районе недропользователь АО «Алюминий Казахстана» просто осушил озеро Малый Танат. Как это можно понимать в наше время?! Во время, когда Арал высох, реки осушаются, скоро нам негде будет просто брать воду!».В сообщении речь о подразделении компании – Краснооктябрьском бокситовом рудоуправлении (КБРУ). Предприятие с весны 2021 года ведет работы по строительству карьера как раз в окрестностях Малого Таната. По спутниковым снимкам – и на его территории. По словам подрядчиков, что сегодня здесь работают – чуть в стороне. Выезд корреспондентов «КН» на место показал: работы идут полным ходом и зимой.
Обращение костанайца стало поводом для проведения проверки Тобол-Торгайской бассейновой инспекцией по регулированию использования и охране природных ресурсов. В ответе на официальный запрос «КН» в ведомстве отметили, что выявили нарушения водного законодательства. По предоставленной информации, АО не получало разрешения или согласования на ведение здесь каких-либо работ на водных объектах и в водоохранных зонах, в том числе на сброс карьерных вод, размещение предприятий и сооружений.
В АО «Алюминий Казахстана» с итогами проверки не согласны. Стороны ждут судебные разбирательства. «КН» направили запрос и в адрес недропользователя. Ответ мы обязательно опубликуем.
Кто хозяин?
В этой истории не менее интересны само озеро и его хозяин. В ответе на запрос газеты в Тобол-Торгайской бассейновой инспекции ссылаются на обращение к ним пользователя озера. Напомним, работы по разработке карьера начались весной 2021-го, а обращение поступило лишь в конце года.Как оказалось, Малый Танат с 2009-го считается рыбохозяйственным, а в 2019-м озеро было закреплено за Чингизом Нуркалиным. Молодой предприниматель той весной открыл ИП для пресноводного рыбоводства. Через пару месяцев 30-летний гражданин стал невыездным из-за долгов перед банком.
Малый Танат. И даты мы не перепутали.
За два с половиной года этот статус не изменился. По данным egov.kz, на казахстанца открыто несколько исполнительных производств. Ведущие их судебные исполнители отметили, что в части случаев речь идет о штрафах. Судя по суммам (до 30 тысяч тенге), за мелкие нарушения. Возможно, ПДД.
В своей рыбохозяйственной деятельности Чингиз также не отличился скрупулезностью. В Тобол-Торгайской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства отметили, что за все время пользования озером он ни разу не сдал отчета о своей работе. Аким Калининского сельского округа района Б. Майлина Алина Испулова отметила, что до недавних событий они вообще не были в курсе, что озеро кому-то принадлежит. А ведь водоем находится всего в нескольких километрах от адмцентра округа – села Береговое. Местные жители на берегах Малого Таната уже много лет пасут скот. Хозяева водоемов обычно весьма негативно реагируют на такое соседство. А тут?
Практика работы
Чтобы было с чем сравнивать, мы обратились к рыбоводу с 22-летним стажем из Аулиекольского района Владимиру Гуськову.– В течение года каждый квартал сдаю отчет по плану, – отметил рыбовод. – Там не только о том, сколько рыбы выловили. Раз в два года аншлаги меняю, на которых указано, за кем закреплено озеро и мои контакты. Ведь люди могут с удочкой приехать, и если аншлагов нет, то и путевку человек покупать не обязан.
А еще к Гуськову регулярно приезжают из межобластной инспекции рыбного хозяйства, куда он и сдает отчеты. Не ради проверок, а просто в качестве напоминания о своем существовании. Вдруг на озере браконьеры? Да и местный аким заглядывает. Его подпись и печать в некоторых отчетах подтверждает, что те или иные работы действительно были проведены. О рыбоводческой жизни Малого Таната не известно никому.
В Калининском сельском округе аким знает о двух рыбоводах, за которыми закреплены озера. Регулярно с ними встречается. Отчеты есть.
У семи нянек?
Всего в регионе рыбохозяйственными признали 829 озер. На 1 января 2022 года действует 238 договоров аренды. До декабря прошлого года право заключать договоры на передачу рыбохозяйственных озер в пользование было у областного управления природопользования. С Нуркалиным документы подписывали именно они. Инспекция рыбного хозяйства собирала и отправляла в отраслевое министерство ежеквартальные отчеты рыбоводов. Но ни те, ни другие до прошедшей проверки Нуркалина, видимо, не искали.Такие выводы газета делает по одной простой причине: договор на пользование водоемом до сих пор действует. За этот период госорганы должны были получить десять квартальных отчетов, инспекция могла совершить минимум десять визитов на озеро и увидеть, что здесь никто не работает. Ведь даже в случае, если водоем пересыхает, пользователь составляет совместно с госорганами акт по этому случаю. Здесь этого сделано также не было.
С нового года заключать договоры и собирать отчеты будет инспекция рыбного хозяйства. Ее руководитель Серик Бейсимбаев отметил, что Чингиза Нуркалина нужно найти. Предпринимателю обещали направить уведомление о том, что через суд договор будет расторгнут. Причем отсутствие отчетов здесь не считают злостным нарушением, которое позволило бы расторгнуть договор в одностороннем порядке. Говорят, был опыт проигрыша в суде, когда рыбовод прямо в зале суда предъявил все отчеты и доказал свое право дальше работать на водоеме.
С другой стороны, все стороны (кроме самого пользователя Малого Таната, с которым редакции так и не удалось связаться) твердят о том, что озеро уже давно больше похоже на лужу и регулярно пересыхает. Это подтверждают спутниковые снимки.
ВМЕСТО ВЫВОДА ОДНИ ВОПРОСЫ
Один из главных: почему это озеро/не озеро до сих пор стоит на учете как рыбохозяйственный объект? Почему инспекция рыбного хозяйства и другие госорганы почти весь год молчаливо наблюдали за работой КБРУ и отреагировали лишь на обращение жителя. Ведь именно оно позволило выявить нарушения. Почему предприниматель больше двух лет не показывался в инспекции и не понес никакого наказания? И почему его, как рассказали корреспонденту «КН» во всех госорганах, имеющих отношение к делу, по большому счету не искали?