Кремль и Белый дом выдвинули друг другу ряд требований. Январь ознаменовался серией переговоров двух сверхдержав. О лейтмотиве женевского саммита говорим с кандидатом исторических наук Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Линия защиты-нападения
– Айбек Батырханович, что послужило триггером женевских переговоров, ведь, казалось бы, еще недавно встречались Путин и Байден...– Назревшие проблемы на постсоветском пространстве, в частности, по Украине в первую очередь. Во-вторых, Россию не устраивает планомерное расширение блока NATO. Альянс был создан более 70 лет назад как некая защита от коммунизма. И тогда это была не новая идея отгораживания: достаточно вспомнить линию Керзона, линию Маннергейма после Октябрьской революции 1917 года. Варшавский договор возник в 1955 году уже как ответ NATO со стороны соцстран.
Москву не устраивает то, что военные базы США все больше приближаются к российской границе.
– Это уже мало похоже на выстраивание линии защиты.
– Да, Америка планомерно выполняет три ранее поставленные задачи: выведение контингента из Афганистана, сдерживание военной угрозы со стороны России и Китая, поиск новых союзников в рамках военного сотрудничества. Неслучайно США сегодня так активны в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): новый блок AUKUS (Австралия, Великобритания, США), встреча военных Японии и Америки по вопросам АТР.
«Собирайте манатки!»
– В списке требований России есть следующее: NATO должен вернуться к границам 1997 года. Почему именно 1997-го?– В 1997 году альянсом была принята новая доктрина ввиду распада социалистической системы. К тому времени была перекроена карта Европы, перестала существовать Социалистическая Федеративная Республика Югославия, в огне междоусобиц пребывали Балканы. Североатлантический блок стал инициатором ряда программ наподобие «Партнерство во имя мира», в которых принимали участие и Россия, и Казахстан, и другие бывшие республики СССР.
NATO стал активно привлекать к сотрудничеству бывшие соцстраны Европы. Если в 1949 году блок создавали 12 стран, то сегодня это уже 30 государств. После 1997 года в состав альянса вошли Венгрия, Польша, Чехия, после 2004 года – Болгария, Румыния, Словакия, Словения и прибалтийские республики, еще через пять лет Албания и Хорватия, а относительно недавно Черногория и Северная Македония. В целом все бывшие участники Варшавского договора.
– Глава российской делегации, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков (на снимке справа) прославился на весь мир фразой «NATO надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года». Это экспрессивное заявление, возможно, иллюстрирует степень раздраженности российской стороны...
– ...заявлением США, что двери альянса открыты для Украины и Грузии. Устами Рябкова Россия озвучила ультимативное заявление. Что касается «манаток», то я не думаю, что это как-то сильно нарушило дипломатический этикет, ведь в свое время и генсек NATO Йенс Столенберг и пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки тоже не стеснялись в выражениях в адрес Кремля. Скорее, эта нервная риторика означает то, что ситуация в отношениях США и России донельзя накалилась.
Нужен новый раунд
– Сложилось впечатление, что в Женеву с требованиями приехала только Россия...– Заместитель госсекретаря США Венди Шерман (на снимке слева) озвучила главное требование Белого дома на данный час: Россия должна отвести войска от украинской границы. Но двусторонний диалог без участия Путина и Байдена не привел к уступкам с той или другой стороны.
– Возможно, это было заранее известно? Неслучайно ли главы государств делегировали для участия в переговорах дипломатов второго уровня? Есть ли вообще необходимость продолжения переговоров в ближайшем будущем?
– Конечно, есть. Взаимных договоренностей от США и России ждет весь мир. Нервозная обстановка на фоне противостояния двух сверхдержав отражается на всех аспектах жизни – на уровне экономики, социальном настроении обществ, реализации мирных программ в области культуры и образования. Нужно помнить поговорку «Худой мир лучше доброй ссоры».