Удивительно в наше время встретить людей, в трудовых книжках которых лишь одна запись. Зачастую это редкие профессионалы, прошедшие долгий путь от простых рабочих до руководителей. Тем ценнее накопленный ими багаж знаний.
О деле
Анатолий ХИЖНЯК в далеком 1979 году пришел электрослесарем на тогда еще «Кустанайасбест» сразу после окончания техникума. До сих пор в его трудовой книжке указано единственное место работы. Верность профессии и предприятию прошла испытания временем, лихими 90-ми, кризисами 2000-х. Сегодня Анатолий Николаевич занимает должность главного энергетика горно- транспортного комплекса АО «Костанайские минералы» – правопреемника Джетыгаринского горно-обогатительного комбината.– У меня натура такая. Прикипел к родному предприятию. Были моменты, когда думал над сменой места работы. Особенно сразу после развала СССР. Сложно тогда было: зарплату не платили, на предприятии не было запчастей. И электроэнергию отключали. Может быть, не все помнят, но были веерные отключения. Приходили домой, а там темно. Кушать готовили без света, детей воспитывали. Но как-то пережили этот период. И больше я не хотел никуда уходить.
– Каково быть энергетиком и сидеть без электроэнергии?
– Неуютно, даже немного страшно. А еще очень обидно: мы энергетики, а ничем не можем помочь. Сегодня совершенно иная ситуация. Веерных отключений уже давно нет. А на работе нет проблем со снабжением, есть четкие планы на этот год. Мы уверены в сбыте и поставках.
– В 2006 году именно вы инициировали начало внедрения нового оборудования на экскаваторах. Некое НКУ. Если я правильно понимаю, то речь идет о замене автомобильных «мозгов»?
– Верно. НКУ – это низковольтное комплексное устройство. Приведу простой пример. Ламповый телевизор с кинескопом весил килограммов двадцать. А сейчас в телефоне все просто, все мобильно. То же самое с экскаватором, работу которого мы перевели со старой на новую схему. После модернизации получили вроде тот же экскаватор, но с новой начинкой. Результат – экономия электроэнергии по каждой машине до 20-30%. Плюс к этому НКУ самостоятельно выявляет поломки и сбои в работе экскаватора, а после передает информацию человеку. Это значит, что неисправность найти быстрее и проще.
Рассказывая об этом большом проекте, Анатолий Николаевич использует специфические термины, которые для него что азбука. Ведь реализовывать идею начали 15 лет назад, когда у компании был непростой финансовый период. Учитывая высокую стоимость бортового компьютера (НКУ), важно было доказать необходимость этих вложений. Тогда Хижняк вместе с коллегами выезжал на предприятие, где производят НКУ. Житикаринцы досконально все изучали, просчитывали. И таки доказали необходимость внедрения.
Сегодня житикаринское предприятие уже переоборудовало 15 из 18-ти имеющихся экскаваторов. Анатолий Николаевич смеется, что процесс бесконечный, ведь НКУ образца 2021 года и 2006-го – совершенно разные. А, значит, первые установленные скоро тоже потребуют замены.
О людях
Наш герой о них говорит с теплотой и уважением. И это взаимно. На предприятии его ценят. Ведь сегодня, занимая должность главного энергетика, он по-прежнему проводит много времени «в поле». Ему искренне интересно, как работают предлагаемые новшества, насколько удобнее и комфортнее рабочим.– Не мыслю просто сидеть за компьютером. Нужно выезжать на место, разговаривать с людьми, смотреть техническое состояние машин. На месте все это видно. К сожалению, качество персонала страдает немного. Это хочется исправить.
Раньше, по его словам, учащиеся техникума приходили на практику на предприятие и даже писали дипломные работы по проектам комбината. Сегодня стало меньше и самих студентов, и, соответственно, приходящих на практику. О причинах можно долго спорить. Печалит сам факт.
– От людей зависит очень многое. Я сам ничего не решу, ни одну задачу, если у меня не будет подготовленной, квалифицированной команды. Для меня высший идеал – отличный, грамотный персонал. С ним хорошо и удобно работать. Сегодня мы для людей закупаем новое оборудование, различные приборы. Им уже не нужно бегать с отвертками. Даже тепловизоры появились, с помощью которых проводим диагностику.
– Вас когда-нибудь било током?
– Било. Это было, конечно, давно, когда только начинал работать. По ошибке. Не проконтролировал подачу напряжения на светильник. И ударило током. Не сильно. 220 вольт. Но может убить и меньшим напряжением. Все зависит от человека, состояния кожного покрова, одежды. Мне не сильно досталось, потому что обувь на резиновой подошве была, а кожа на руках сухая и огрубевшая. Она не так сильно проводит ток. После этого случая стал осторожнее.
Может, именно этот опыт и опыт многих товарищей заставляет Анатолия Хижняка так остро переживать за молодых электрослесарей. Он уделяет внимание ежегодным экзаменам на производстве, участвует в экзаменационных комиссиях в местном колледже. Может быть, потому и о возможном приемнике Анатолий Николаевич старается пока не говорить. Ищет, присматривается.
О гордости
– Были моменты, когда испытывали особую гордость за проделанную работу?– К нам приезжают коллеги из ОАО «Оренбургские минералы». У нас такое соседское соперничество. Может похвастаю, но мы на шаг впереди идем. В том же освоении НКУ – точно, хотя они начали внедрение раньше. Мы нагнали и пошли вперед. А вот по экскаваторам с тиристорным приводом (своего рода электродвигатель. – Прим. авт.) мы их опередили. В таких машинах нет вибрации и шума. А, значит, машинисту удобнее работать. Он не так устает на смене.
– Какие проекты сейчас для вас первостепенны?
– Продолжим капиталить экскаваторы и менять им мозги. Почти каждый год по одному ремонтируем. Еще один большой проект начали по замене провода в линиях электропередач – на самонесущий изолированный. Если реализуем, то на несколько лет решим вопрос с обслуживанием, снизим потери. Планов много. Но самое важное – люди. Они нам очень нужны.