В Костанае гостит алматинская выставка экзотических пауков.
– А почему вы их боитесь? – спрашивает организатор выставки Рашид Бараев.
– Потому что они непонятны... И могут нанести мне вред.
– На самом деле пауки имеют заложенный инстинктивный ряд программ. И кусать человека не в этой программе.
В доме у Рашида более ста видов пауков, привез он 28. Говорит, что увлекся, когда увидел паука-птицееда в зоомагазине. А вообще парень художник по образованию.
Птицеед
Взрослые особи птицееда характеризуются крупными размерами, в некоторых случаях превышают 27 сантиметров в размахе ног. Любопытно, что самки могут прожить тридцать лет, а самцы всего пять. И не факт, что после спаривания самец останется в живых. Самка поедает своего брачного союзника.– А почему такая несправедливость? – спрашиваю у Рашида.
– Есть теория, что так природа исключает инцест, который приводит к некачественной генетике. Самка достигает половозрелого возраста, когда ее брат самец уже умирает.
На выставке при желании посетитель может подержать паука на руке. Но я никогда такого не сделаю – страшный арахнофоб.
Ложные убеждения
– Человек-паук... Как можно так полюбить мерзких пауков?
– Мерзкие? Необычные, загадочные, интересные – вы хотели сказать... И они предсказуемы – поведение их строго выстроено по программе. Они не сделают шага ни влево, ни вправо. Например, черная вдова неуклюжа, она не сможет убежать от опасности и будет кусать. А вот ложная черная вдова – стеатода крупная – очень проворна. И она будет бежать...
– Я читал такое про ос. Они как раз охотятся на пауков – парализуют, затаскивают в нору, откладывают на них яйцо, а позже личинка пожирает паука. Интересно, что оса всегда подтаскивает пауков за жвалы. Ученые убирали их, и оса тут же терялась, бросала жертву. Хотя других конечностей у паука много.
– Да, вот такие жесткие программы. Человек, конечно, гораздо более организован, у нас сложная психологическая система. Но, наверное, и в нас заложены программы. Например, страх. Вот вы боитесь пауков. Это ваше убеждение?
– Наверное, так.
– Наши убеждения часто ошибочны. Свою миссию я и вижу в том, чтобы научить людей не бояться. Побеждать страх через знания. Вот дети – они часто бесстрашные. Мы начинаем бояться позже, и это не всегда правильно. И нам проще убить паука – так мы решаем проблему страха...
– Вы ведь были в Костанае во время беспорядков в Алматы, на вашей родине.
– И я боялся за родных – да. Все время сидел на телефоне. Мой дом был в эпицентре событий. Злые люди страшнее пауков – уж поверьте.
– Верю...
Попробуйте
От одного вида пауков меня пробирает дрожь – все эти мохнатые лапы, жвала и странные глаза. Вернее, пауки почти слепцы – они чувствуют мир тактильно, по дрожанию паутины, например.
– А чем вы их кормите?
– Позвоночными и беспозвоночными. Как правило – сверчки, тараканы.
– Пауков вы любите, а их нет...
– А вы вегетарианец? Мы едим животных, у которых довольно сложная система. Они могут испытывать эмоции. Насекомые этого лишены. Как я и говорил – они исполняют свою программу действий и все...
Я так и не смог подержать паука на руке. Возможно, у вас получится. И вы избавитесь от одного из страхов.