1. Роль Аблязова в январских событиях.
2. Чувствует ли Запад победу?
3. Санкции против чиновников.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Петр СВОИК – казахстанский политик и экономист, кандидат технических наук (г. Алматы).
2. Александр РАР – политолог-международник (г. Берлин, ФРГ).
3. Тахир БЕРДИМБЕТОВ – вице-президент Союза адвокатов РК, кандидат экономических наук (г. Нур-Султан).
П. СВОИК:«Его роль тридесятая»
– Петр Владимирович, январские события в Казахстане вдохновили Мухтара Аблязова, у нас его чаще всего называют беглым банкиром, выдвинуться на роль лидера протестов. Якобы он руководил, ему звонили и писали, действовали по его указаниям, а, главное, он не ставит точку. Вы со своей стороны, как только в Алматы ситуация стала приходить в норму, назвали другие причины, и Аблязова как гегемона мятежа категорически «зачеркнули»?
– Влияние Аблязова на ситуацию в Казахстане в последние несколько лет исчерпывалось призывами выхода на митинги, под которые собиралось ну хорошо, если 30-40, максимум 50 человек. К последним же событиям он имеет отношение тридесятое. Но его заявления о том, что он всему голова, что координация шла под его руководством из Киева – грамотное использование ситуации не в каких-то масштабных целях, а подогнано под себя лично. Его заявление адресовано не Казахстану, а Франции.
Положение Аблязова на Западе не такое уж безоблачное. Если его и не выдают, то не потому что он кому-то нужен и у него есть там перспективы. Ничего этого нет, и не будет. В Казахстан возвращаться и делать реформы, возглавить страну, это так – пустые разговоры. Самое лучшее, чего он сейчас может добиться, остаться в роли политического беженца, кем он себя всячески выставляет. Пусть на родине он уголовник, а на Западе его должны рассматривать как политического деятеля в изгнании. И тогда его не экстрадируют, тогда он будет уверен хотя бы в своей физической свободе.
То есть Франция хотя и не выдала его и обеспечила политическое убежище, тем не менее некое судопроизводство вокруг него продолжалось. А теперь, когда он сам себя позиционирует как главу всех событий в Казахстане, упрочил свое положение как политический беженец. И, по-моему, это уже сработало. Якобы судопроизводство в отношении Аблязова закрыто, то есть он своей цели добился.
– Зачем ему было обозначать Киев как место, где, скажем так, плели заговор?
– Он не особо рискует, когда называет Киев базой для тех, кто против казахстанской власти. Украина – часть антироссийского проекта, в котором опять же Германия и Франция как тыловое обеспечение, а фронт – это Киев. Поэтому Аблязов и сказал, что главный его центр, который координировал все события – в Киеве.
– Как вы думаете, какое будущее ждет Мухтара Аблязова?
– Он будет постепенно сходить «на нет». Весь его политический пыл, которому порой удивляешься, столько он вкладывает энергии в свою борьбу, направлен не против Казахстана, а против Назарбаева лично. Можно предположить, что в какой-то миг он почувствовал себя победителем, но в данный момент и здесь, похоже, его ожидало разочарование.
А. РАР:«В Пекине может решиться судьба нового союза»
– Александр Глебович, сразу после заседания совета Россия-НАТО вы сказали, что разрядка возможна, несмотря на то, что сенсации не случилось, и уступок со стороны НАТО нет.
– В таких дискуссиях, можно сказать, исторических и масштабных, проигравший тот, кто отступает и уступает. Если НАТО демонстрировал сплоченность и непоколебимость, то и Россия, выступавшая одна против тридцати государств, членов Альянса, держалась и ни в чем не уступила. Нигде никто не сказал, что НАТО – победитель. Требования России жестко сформулированы, на мой взгляд, Альянс и Запад в целом все поняли.
– Но та же Украина, которую хотят спасти, никуда не делась. На этой стороне пороховая бочка, и каждый день оттуда кто-то взывает о военной помощи и получает обещания и поддержку. Здесь вряд ли что-то изменится?
– Я думаю, что Запад не будет вооружать Украину, заморозит ее вступление в НАТО. Теперь надо разобраться с антироссийскими санкциями. Они, допускаю, больше раздражают Путина, чем продвижение Альянса на Восток. И здесь тоже есть чем ответить Западу. Чем – ни для кого не секрет. Путин отправляется на Олимпиаду в Пекин не только для того, чтобы поддержать российских спортсменов. В Пекине может решиться судьба другого военного союза, и вряд ли он будет в чем-то уступать НАТО. Санкции доведут Россию до союза с Китаем.
– Что будет дальше?
– В этом вопросе Путин спешить не собирается, иначе такой союз давно был бы делом решенным. Все зависит от поведения Запада. Если о союзе будет объявлено, первой в бой ринется пресса, чтобы напугать человечество. Вражда будет нарастать, соперничество тоже. В истории все уже было. Например, Рим процветал в окружении варварских народов. Было принято решение их колонизировать. Получилось наоборот: Рим пал от рук варваров. Очередная Римская империя – Евросоюз – на ладан дышит, но этого не замечает и не хочет видеть. А дальше может так случиться, что новому Риму будет мучительно и больно.
Фото с сайта gazeta.ru
Т. БЕРДИМБЕТОВ: «Санкции – инструмент для недовольства»
– Тахир Закирович, в Казахстане еще проходят антитеррористические операции, а Европарламент уже призывает ввести санкции против казахстанских чиновников.– Удивляться нечему. На самом пике событий уже раздавались голоса оттуда, что демонстрации мирные, и люди имеют право протестовать. Сейчас, когда подсчитан гигантский ущерб государству, бизнесу, гражданам страны, названо количество жертв, заговорили о санкциях против наших чиновников. Хотя чиновникам уже досталось, многие лишились высоких должностей. Но, видно, в Европе другого ждали результата. Вмешательство ОДКБ – самый обидный для Запада ход, если говорить о коллективном ответчике в Казахстане.
– Понравится там пугать Казахстан санкциями?
– Санкции – универсальный инструмент, с помощью которого можно показать: мы не довольны, делать надо не так, а иначе. То есть делайте так, как мы скажем. Но как подчеркивают эксперты, санкции носят декларативный характер, ни к чему не обязывают. Но и не остаются без внимания, когда возникает необходимость о них напомнить. Посмотрим, как там встретят заявление казахстанского МИДа.
Депутаты Европейского парламента приняли резолюцию по ситуации с защитой прав человека в Казахстане. На фоне недавних протестов и беспорядков, помимо прочего, призвали ввести санкции против казахстанских чиновников. Министерство иностранных дел РК заявляет, что резолюция носит предвзятый характер и основана на необъективных выводах и данных.
«Вызывает озабоченность отсутствие объективной оценки трагических январских событий в Казахстане. Считаем неприемлемым принятие подобных документов до оглашения результатов официального расследования, инициированного руководством Республики Казахстан. Вновь подтверждаем, что его результаты будут предоставлены международной общественности», – говорится в заявлении казахстанского ведомства.