«Жамбыл Жабаев был долгожителем, пусть и наше село живет долго», – так, по одной из версий, решили аксакалы десятки лет назад, обсуждая, как назвать колхоз.
Секрет сальдо
Местные жители Жаслан Бекмагамбетов и Дүйсенбі Карабаев слышали эту легенду старожила Куандыка Кожахметова. Они же рассказывают, что в этой местности с давних лет был аул. Располагался он на берегу озера.Видимо, речь идет об основанном еще в 20-е годы аула Кос Карасу. В 30-е после прибытия депортированных корейцев здесь возникли овощеводческие хозяйства. В целинные годы на базе трех колхозов возник совхоз «Притобольский», кормивший областной центр овощами и бахчевыми, и не сходивший с экрана киножурнала «Советский Казахстан».
Традиционно в сентябре сюда съезжались тысячи студентов из кустанайских техникумов и училищ. В 1986 году побывал на сельхозах в Жамбыле и автор этой статьи. В ту пору Северный Казахстан был не только хлебным, но и картофельным гигантом. Обойти все овощные площади «Притобольского» пешком было просто нереально.
Сегодня село Жамбыл Костанайского района – одно из немногих в области с положительным сальдо миграции. Если в 1999 году здесь проживали 1808 человек, то сегодня, по словам акима Жамбыльского сельского округа Каната Саттыбаева, около 2500 только в центральной усадьбе и еще тысяча – в селах Самир и Алтын Дала. Секрет положительного сальдо прост: близость к областному центру.– У нас половина трудоспособного населения трудится в местных ТОО и КХ, а вторая половина – в Костанае, – рассказывает Канат Ибраевич. – Люди ежедневно бывают в городе, поэтому и жить хотят по-городскому. Соответственно, акимат делает акцент на улучшение качества жизни. В рамках программы «Ауыл – Ел бесігі» в Жамбыле в этом году заасфальтировали две улицы, в Алтын Дала – семь улиц, постоянно расширяем сеть уличного освещения. Стараемся принимать меры по сдерживанию цен на продукты. Для этого местные КХ и продуктовые магазины заключили между собой торговые меморандумы и контракты. Вы можете проехать по Жамбылу и увидеть, как мы живем, своими глазами.
В городском ритме
Глава местного сообщества Иглик Асылбек, любезно согласившийся быть нашим гидом, говорит, что близость города – безусловный плюс. Но есть издержки. Например, жилье в селе дорожает год от года:– И это несмотря на то, что народ активно берет землю и строит дома. По ценам – разброс большой. Если в двухэтажках в старом Жамбыле квартиры могут стоить 6-7 миллионов тенге, то за капитальные дома на улице Экспериментальной, застроенной в девяностых, просят 27-28 миллионов. Жилье полностью благоустроенное, в каждом доме есть газ, центральный водопровод, септик. Торговая сеть так распределена, что в каждом квартале села есть магазин. Из города семь раз в день приходит 107-й автобус, который обслуживает ТОО «Жарык Жол-1». Строго по расписанию обходит все пять остановок, последний маршрут примерно в половине девятого вечера. Но и в паузах автобусного расписания уехать в город – не проблема. Любая попутка из поселка возьмет до теплиц за 100-150 тенге. Если вызывать такси через приложение, то это будет стоить примерно 1200 тенге.
Для сравнения с жамбыльскими ценами: в Рудном цена на однокомнатные квартиры начинается от пяти миллионов тенге, на миллион дешевле можно купить на станции Железорудной. Дом в частном секторе можно найти и за 18 миллионов, а уж за 28 и подавно.
– Раньше городская черта была от нас в девяти километрах, теперь она проходит по переезду, – поясняет Иглик Ашимович. – То есть Жамбыл – это практически город. Отсюда и цены, и все остальное.
В момент нашей беседы к остановке подъехал 107-й автобус. Он моментально заполнился больше чем наполовину. Ощущение, что мы находимся где-то в районе КСК, не покидало. Жизнь в Жамбыле идет в ритмичном городском пульсе. Вот и хлебовозка подошла к продуктовому. Оказалось, что свежий хлеб из «иволговской» пекарни.
Дети и улицы
Жилье в Жамбыле дорогое, поэтому в селе идет постоянная работа по обеспечению малоимущих и многодетных семей. Например, перед Новым годом в просторный дом въехала многодетная семья Батыровых. Дом, конечно, не с иголочки, но в руках рачительного хозяина будет светлым и уютным.– За последние два года в поселке четыре многодетные семьи получили дома от государства, – говорит глава местного сообщества. – Я думаю, это и есть та самая концепция «слышащего государства», о которой говорил наш Президент.
Хозяйку дома Сауле Батырову мы застали на кухне, а вот всю семью целиком увидеть не удалось.
– Супруг Ержан работает в городе на мельнице, – Сауле передает годовалую Аиду среднему сыну, шестикласснику Расулу. – Каждое утро ездит в Костанай, то на автобусе, то на попутке. Аруна в колледже, Мадияр в школе. Сейчас ведь в школе занятия начались в полном формате.
– А Ерхан спит, – подсказывает Расул.
– А ты почему не в школе?
– Я маме помогаю. После обеда в школу пойду.
Второклассника Мадияра мы застали в школе за пять минут до звонка. «Самый маленький и самый шустрый», – хвалит парня учительница математики. Со звонком детвора помчалась одеваться. Несмотря на мороз, второклассники рванули на детскую игровую площадку напротив школы. Площадку восстановили летом, «КН» специально выезжали на нее посмотреть.
– Максим, Нелли, Али, Мадияр, Ерик! – наперебой выкрикивают дети свои имена в диктофон.
– Детей в школе много, 347 человек, поэтому и учимся в две смены, – объясняет завуч школы Биржан Сагымбаев. – Например, только вторых классов у нас три. Школа построена в 1972 году, капитальный ремонт был в 2014-м. В Самире начальная школа, поэтому для 18-ти учеников организован подвоз на школьной «Газели». Есть ли преимущества близости к городу? Безусловно. Учителям легче организовать экскурсии в музеи областного центра, на художественные выставки.
Жамбыл – поселок большой, и все время разрастается вширь. Если не знать названий улиц, то можно и заблудиться. А улиц тут много: Экспериментальная, Абая, Гагарина, Новая, Павлова, Садовая, Строительная, Центральная. Есть улица, названная в честь фронтовика, уроженца этих мест Бориса Исмуратова, работавшего первым секретарем Урицкого райкома партии. Интересно название и другой улицы – Коли Мяготина. Николай Мяготин – подросток, убитый кулаками в Курганской области, его еще называют вторым Павликом Морозовым.
Духовное и физическое
В Жамбыле дружные не только дети, но и взрослые. Это было проверено на практике, когда на общие пожертвования возводилась местная мечеть. Впрочем, помогли не только деньгами, но и упорным трудом.– Люди шли после работы сюда и работали до самого заката, – вспоминают старожилы Жаслан Бекмагамбетов и Дүйсенбі Карабаев. – И так продолжалось каждый день. Никто не остался в стороне. Всем миром строили, помогали возводить мечеть казахи, азербайджанцы, чеченцы, турки – настоящий интернационал. И потом, когда встал вопрос о том, где людям недорого проводить поминальные обеды и другие обряды, решили также всем миром строить при мечети асхану. Сейчас там идет внутренняя отделка. Когда будет открытие, мы вас обязательно пригласим.
– Жаслан-ага и Дүйсенбі-ага были на этой стройке прорабами, – уточняет имам Жамбылской мечети Кульмесхан Ануарбеков. – Мы им за это очень признательны. Еще стоит упомянуть одну женщину-мецената из Атырау, которая помогла нам при строительстве мечети крупной суммой денег. Говорят, она помогает многим энтузиастам-строителям в разных регионах страны. Услышала о нашем проекте и также не прошла мимо.
Если местные аксакалы и имам заботятся о духовном здоровье жамбылцев, то на страже их физического здоровья стоят врачи местной медицинской амбулатории. В селе вовсю идет ревакцинация против коронавируса. Патронажная медсестра Ботагоз Арстамбаева только что вернулась из выезда в село Самир.
– В деревне то же самое, что и в городе. Есть свои ковид-диссиденты. Но мы проводим информационную работу: убеждаем, разъясняем, – делится социальный работник Любовь Елагина. – Вот еще хотим похвастаться новым оборудованием. Нам выделили многофункциональный тренажер. Он для всех возрастов, но особенно будет полезен для людей в постинфарктном и постинсультном состоянии.
Близость к городу придает Жамбылу свою специфику. Пригородные села всегда развиваются динамичнее других. То, что Жамбыл не входит в генплан строительства Костаная до 2050 года, дает надежду на то, что пожелания старожилов о долгой жизни села обязательно сбудутся.