За последние два года целлюлозно-бумажная промышленность Казахстана вырвалась вперед, уступая только автопрому и производителям нефтегазоперерабатывающего оборудования. Львиную долю сырья ЦБП дают предприятия по сбору макулатуры. В том числе костанайские.
Целофан из Костаная поедет на переработку в Петропавловск.
Полный цикл
В стране стали выпускать больше бумаги, картона и туалетной бумаги. Прирост по сравнению с 2020 годом – десятки процентов, а кое-где и вдвое. Картон в основном гофрированный, для упаковки, в котором остро нуждаются отечественные заводы.Периодически Казахстан запрещает вывоз макулатуры за границу. Эта временная мера всегда дает положительный эффект.
– Во время ограничительных мер экономисты подсчитали, что собственной макулатуры в стране достаточно для того, чтобы полностью обеспечить наши заводы, – говорит директор ТОО Eco-City Ольга Дорофеева. – Мы ведь географически находимся в кольце российских перерабатывающих производств: Челябинск, Пермь, Туймазы, Екатеринбург. Поэтому время от времени запрет на вывоз оправдан.
Eco-City – один из пяти крупных операторов по управлению отходами в Костанае. Почти двадцать лет целенаправленно работает на внутренний рынок.
– Как бы громко ни звучало, но наша цель – помощь казахстанской бумажной промышленности, – мы с директором входим в заваленный до самой крыши картоном прессовочный цех. – Государство в свою очередь помогает нам дотациями. У нас есть постоянный партнер в Алматы, Nur Kagazy, там выпускают широкие листы гофрокартона. Вот как раз сейчас идет погрузка очередной фуры.Удивительное дело: наверное, только в бумпроме существует полный цикл ресайклинга. Магазины, организации и население дают заявки на вывоз макулатуры от 100 кг, затем на предприятии бумага и картон прессуются в блоки по 600-700 кг. Затем на заводе из бросового материала вновь рождается картон.
– Сто килограммов макулатуры спасают одно дерево, – замечает Ольга Николаевна.
– То есть этот блок – шесть- семь спасенных деревьев?
– Совершенно верно.
Переработка обгоняет
Других операторов по управлению отходами Дорофеева не называет конкурентами. Строго партнерами. По ее словам, все они делают общее дело и даже поставляют на одни и те же заводы:– Хорошо ведь, когда партнеры развиваются. Одна из фирм, например, наладила выпуск пластиковой плитки из ПЭТ-бутылок. Это и нам пример того, куда может привести экономическая мысль.
Во втором цехе сортируют и прессуют целлофан. Из Костаная он едет в Петропавловск, где в ТОО «Радуга» сырье превращается в вешалки, пакеты для мусора и пластиковые гранулы.
– Наша задача – спасти макулатуру и целлофан от попадания на мусорные полигоны, – считает директор. – Сырье со свалки по большей части уже не пригодно для производства. Понятия «экология» и «культура» взаимосвязаны. Мы ведь хотим до 2030 года приучить население к раздельному сбору мусора? К этому времени в стране должен быть полноценный цикл переработки по всем направлениям.По данным Ассоциации упаковщиков Казахстана, в стране должен действовать постоянный запрет на вывоз макулатуры, как в Беларуси. Даже Россия с ее огромными лесными массивами периодически закрывает границы. В Казахстане же лесистость составляет всего 3,8%. У нас производство древесной целлюлозы невозможно по естественным причинам. Надо просто смириться с тем, что его не будет. Поэтому 90% сырья для ЦБП – это макулатура. Поистине стратегическое сырье. Усугубляет ситуацию и то, что соседние Кыргызстан и Узбекистан тоже не производят целлюлозу и методично скупают казахстанскую макулатуру.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Во время открытого обсуждения законопроекта о запрете вывоза макулатуры в октябре 2021 года один из участников дискуссии привел следующие данные. В 2020 году в Казахстане было собрано 18,5 млн тонн макулатуры, а переработано 47 млн тонн. То есть переработка почти в три раза превышает сбор. Если такая тенденция продолжится, то есть опасность, что казахстанские производства останутся без экологически чистых упаковочных материалов.
Бурая коробка уходит
Российская служба Megaresearch скрупулезно изучила казахстанский рынок целлюлозно-бумажного сырья и обозначила слабые места.
В исследовании говорится, что Казахстан самостоятельно справляется с производством грубой упаковки. Плотный гофрокартон для коробок, мешки и пакеты, то есть самый стандартный ассортимент. Что предлагают экономисты предприятиям ЦБП, нацеленным на экспорт в Казахстан?«Крупные производители чаще всего заказывают дорогую и красочную упаковку с полноцветной печатью, ламинацией, из беленого картона и т.д., причем закупают ее у лидеров рынка. Мелких предприятий в Казахстане много, но они не могут обеспечить нужное качество и регулярность поставок, – пишет портал. – В некоторых случаях казахстанские производители не могут удовлетворить запросы потребителей тары. Так, для доставки бытовой техники обычно используются пятислойные гофрокороба, которые должны соответствовать международным стандартам по жесткости, ударопрочности и т.д. Их приходится закупать за рубежом».
Далее эксперты пишут, что сегодня появилась тенденция к кастомизированной упаковке:
«Кастомизация (индивидуализация. – Прим. ред.) упаковочных материалов, применение полноцветной печати. Если раньше товары упаковывали в коробки стандартного размера, заполняя свободное место пенопластом, то сейчас производители все чаще заказывают упаковку по индивидуальным требованиям. При этом невзрачные коробки бурого цвета уходят в прошлое, растет спрос на брендированные упаковочные решения с уникальным дизайном, за счет которого можно выделить свой продукт среди конкурирующих товаров».
По мнению Megaresearch, Казахстан пока не в силах справиться с такой задачей. Но это исследование может быть полезно для наших производителей. Это как подсказка, в каком направлении нужно двигаться.