Гипермаркет. Хожу с корзинкой. Внезапно ангельский голос сверху: «Вы в алкоголе разбираетесь?»
Оглядываюсь изумленно. Девушка на голову выше меня в синем служебном пальто и брюках с характерными строчками. Рядом парень с маркетовским бейджиком «Сапар» и с надеждой во взоре, что я именно тот человек, который способен утвердительно сказать: «Да».Звёзды в тумане
Изначально ситуация складывалась не в их пользу. И не потому что у девушки было только 10 тысяч тенге на день рождения начальнику отдела. Ее делегировали коллеги. Сапар, как я понял, на интеллектуального алконавта не потянул. Эти двое в окружении сотен разноцветных бутылок с неведомыми названиями и таким же таинственным содержанием казались потерявшимися в лесу.– Может, вот этот взять? С горами и пятью звездами? – хлопнул ресницами ангел в пальто.
– Ни в коем случае, – тоном мастера ответил я. – То, что присутствует в этой бутылке в пределах 10-тысячного ценника, это в лучшем случае стоимость подарочной картонки, стекла и транспортных расходов.
Это был хороший день. Меня распирали собственные знания, а двоих слушателей – искренняя тяга к услышанному. Я водил их по этой яркой усыпальнице итальянских виноградников и солодовых винокурен Ирландии, я говорил им, чем хорош крымский сухой брют и почему невыносимо дешевое изделие, состоящее из этила и искусственных ароматизаторов, маскирующихся под благородную клюкву. Это незазорно. Знания не бывают напрасными. Но за них могут распять.
Закон РК «О рекламе», родившийся в 2003 году, со словами в адрес печатных СМИ «Запрещается реклама алкогольной продукции», через семь лет смягчил формулировку, сделав скидку для «товарного знака и (или) вина, произведенного на территории Казахстана», строго порекомендовав не размещать подобное на первой и последней полосах газет. Но даже на эту узенькую тропку никто не рискует вступать, видя над собой грозную тень возможных обвинений в пропаганде сами знаете чего. Хрупкий такой маятник.
Закон суров, но таков закон.
Как быть с Христосом?
Я бы не вспомнил эпизод про супермартовскую лекцию, ежели бы в нынешнем месяце не вставал на горизонте призрак 23 февраля. В прошлом День Советской армии, а последние тридцать лет как праздник народный. Ну так ментально сложилось. Перед 8 Марта женщины именно 23 февраля устилают путь к сердцу мужчин вкусными ужинами, носками, шарфами и бритвенными аксессуарами. С точки зрения мужчин, особенно служивших, это единственный день в году, идеально соответствующий поговорке «Неважно, какой подарок, важно внимание».Не думаю, что к праздничному застолью в этот день в качестве питья будет прилагаться только морковный сок или кисель с комочками. Хотя ничего против них не имею. Как и против тех, кто завязал. При всем том, еще мы все вместе знаем, что в числе подарков на грядущие праздники будут и те изделия, которые запрещено печатно рекомендовать.
Но человек существо взыскательное. Ездит по заграницам. Пробует ее на вкус и цвет через скотч, текилу, абсент, мадеру, просекко, лимончелло, бурбон, джин, кальвадос, граппу, кашасу, бренди... За всей этой скороговоркой тысячелетняя история виноделия, чрезвычайно наполненная интригами, открытиями и событиями. Но назовите мне в Костанае ресторан, где найдется профессиональный сомелье, который бы, рекомендуя вам напиток, толком объяснил, почему стоит брать португальский ассамбляж 2008 года, а не чилийский купаж из белых виноградов.
Это не снобизм, не понты, не провинциальные выкрутасы, а органическая часть всемирной культуры, которая отсылает нас к библейской истории Иисуса Христа, на бедной свадьбе превратившего воду в вино. А как вам Пушкин с его няней, подружкой и кружкой? А фронтовые 100 грамм? С меня как спросят за «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери – как за пропаганду рецептуруы дачной браги, или все-таки склонятся к тому, то это роман о 12-летнем мальчике и его поиске машины счастья?
Дрянь, именуемая вином
Грустно, что мы придумываем себе заборы, особенно те, кто полагает, попивая отнюдь не чай с маргарином, будто реальная жизнь прогнется под запретительным шлагбаумом. Лицемерие и невежество, облекаемое в фантик монашеской аскезы, рядом с ЗОЖ (здоровым образом жизни) и рядом не стояло.Надо говорить правду, раскрывая все ее просветительское разнообразие, а не сводить тему к надзирательному окрику. Мой покойный отец, фронтовик, поучал: «Алкоголь еще никого не вывел в министры». Сущая правда. Добрая половина знакомых, с которыми я проживал лихие 90-е, вымерла от запоев. Алкоголь и наркотики – одна большая яма с очень тонкими краями. Без иллюзий. Я и сейчас возле своего подъезда вижу опустившихся молодых мужиков, укорачивающих себе жизнь спиртуозной дрянью, которое государство – увы! – почему-то разрешает называть вином. О подлинном же вине – ни гу-гу.