Коллективная память о событиях в Афганистане меняется. Неудивительно. Сегодня многое передергивают. Тем важнее удержать память на вещах, которые можно сохранить здесь и сейчас.
Нельзя забыть
– Сейчас с нас не берут подоходный налог, если сумма сделки не превышает определенную сумму, мы не платим госпошлину с некоторых юрпроцедур, не платим налог на транспорт, – говорит председатель Костанайского городского филиала ОО «Боевое братство ветеранов боевых действий Костанайской области» Кайрат Жусупов.
По его словам, одна из главных проблем, которые сейчас испытывают «афганцы» – плохое здоровье. Кому-то дают знать о себе ранения, кому-то до сих пор нужна психологическая помощь. Сейчас группа юристов и общественных деятелей проводит переговоры с чиновниками в столице о том, чтобы вернуть льготы ветеранам афганской войны.
О правдивости того, что показывают в кино про афганскую войну, Кайрат Жусупов говорит так:
– В кино есть и правда, и ложь. Возможно, для красивой картинки добавляют спецэффекты. В числе консультантов приглашают тех, кто в боевых действиях не участвовал. Правда сидит внутри каждого из нас. На войне нет ничего интересного, там убивают, и там страшно.
Размер специального государственного пособия для воинов- афганцев в 2022 году составляет 18959 тенге, для ветеранов с инвалидностью – 23125 тенге. Из местного бюджета воины-афганцы ежемесячно получают социальную помощь в размере 3 МРП (9189 тенге). К 9 Мая им выплачивают единовременно 5 МРП (15315 тенге).
Один параграф
Игорь Шило окончил школу №4 в Кустанае. Мечтал стать военным, им и стал. Он был смертельно ранен в Афганистане 4 марта 1986 года. До своего 25-летия Игорь не дожил 11 дней...– Известие о смерти сына его мама получила 7 марта. И с 1986 года 8 Марта перестал быть для нее праздником, – рассказала учитель истории СШ №4 Светлана Карпенко.
В школьном музее Боевой славы есть уголок, посвященный Игорю. Здесь хранят его вещи, письма из Афганистана, воспоминания его мамы. До пандемии к дате вывода советских войск из Афганистана проводили массовые мероприятия – творческие и спортивные. Героя, который был награжден двумя орденами Красной Звезды, здесь помнят.
О миссии ограниченного контингента советских войск в Афганистане в школе рассказывают в 9 классе. Этому посвящен один пункт параграфа, около страницы. Текст изложен кратко, только факты. Без указания важных боев и особо отличившихся героев. Прежние учебники уделяли той войне примерно столько же. Шансы занять прочное место в памяти подростков мизерные. Шансы передернуть историю большие...
Бессмертный Леонид
Ветеран афганской войны Леонид ГАЛИЦЫН умер несколько лет назад, но остался в живых...
В школе села Щербаково Алтынсаринского района Леонид создал лучший музей афганского конфликта. По-моему мнению. На прошлой неделе я спросил у акима Щербаковского сельского округа Айнагуль Ивко: какова судьба музея теперь? И получил ответ: «Он не пустует – недавно его посещал аким района. О нем заботятся».Я познакомился с Леонидом в поездке матерей солдат, которые служили в бригаде ВДВ, в столице. Его пригласили как ветерана. Я проникся к Леониду, когда он подбежал к гаубице Д30 и обнял ее.
– Эти гаубицы были в нашей батарее. Старого друга увидел, можно сказать, родное существо, – объяснил Леонид.
Он служил в 345-м отдельном парашютно-десантном полку (сформирован в Великую Отечественную войну) радистом- корректировщиком 3-й артиллерийской батареи.
– Бачу встретили?
– Ну да – бачу. Хотя у нас, кстати, исказили это слово. Прямой перевод – мальчик, малыш или пацан, если просто. А у нас бача стал чем-то вроде брата.
Я, конечно, спросил Леонида:
– А мы победили или проиграли в афганской войне?
Он помолчал и ответил:
– Я не буду вдаваться в политику, в экономику. Но пока мы там были, в стране открывали школы, больницы. В горах строили дороги. Я сам развозил по школам посылки от советских школьников их афганским ровесникам. Их было очень много. Пока мы там были, наркотрафик героина почти сошел на нет. Мы могли бы подружиться, наверное. Со временем... Слышу иногда, что в целом афганцы с уважением вспоминают советских солдат. Вы знаете, что главные потери мы понесли при сопровождении колонн с гуманитарным грузом. Мы везли в Афганистан мир, а в нас стреляли... Но десять лет мы упорно везли и везли мир. А кто победил – решит история...