Завтра в Нур-Султане открывается съезд Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен». От нашей области делегированы 14 представителей. Турбулентность идей по поводу перезагрузки Палаты предпринимателей запредельная. Удастся ли отделить зерна от плевел?
«Атамекен» был создан в 2005 году как союз, объединяющий казахстанское бизнес-сообщество в форме некоммерческой организации. В дальнейшем союз переформатировали в Национальную палату предпринимателей Казахстана. Если коротко о цели – для взаимодействия бизнеса и правительственных структур.
Это не отечественная придумка: за основу взят опыт Франции и Германии. Подобные структуры ныне практически во всех развитых государствах. У нас, правда, с Палатой собственная история. Депутат Мажилиса Парламента РК Азат Перуашев в своем Telegram-канале в первых числах февраля пишет, ссылаясь на чиновника из Администрации Президента, что «удовлетворены работой палаты лишь 4% предпринимателей, тогда как 43% выступают за ее ликвидацию». Коллеги из самой НПП, продолжает мажилисмен, утверждают, что 57% опрошенных, напротив, выступают за сохранение «Атамекена» с условием трансформации.
Трансформация – ключевое слово. Оно в официале, в теме, на слуху.
Костанайская региональная палата «Атамекен» нынче напоминает учреждение, работающее в авральном режиме.
Право голоса
На день по нескольку совещаний у Данияра Кузенбаева, чуть больше полугода он в должности руководителя Палаты. Такое ощущение, будто огромное число наших предпринимателей внезапно получили право последнего голоса на красном миру. И надо успеть. Чтоб тебя услышали, правильно поняли и внесли твое предложение в эту самую трансформацию, проще говоря, – в перестройку самого «Атамекена».Как бывший строитель я знаю, что лучше начать здание с нуля, чем перелицовывать старые конструкции. Но что имеем, тому и быть: «Атамекен» как консолидированный представитель национального бизнеса в отношениях с государством, безусловно, инструмент востребованный. Хорошая диалоговая площадка, узел обратной связи с министерствами, депутатами, деловыми сообществами. Но, как показывают факты и настроение бизнесменов, площадка могла бы быть и поэффективнее.
Я полтора часа вслушивался в то, о чем дискутируют на республиканской видеоконференции региональные НПП. Градус споров высокий, уровень компетенций разный. Шлюзы открыты. Одни предлагают отменить членские взносы, другие решительно против: членство в Палате равно членству в партии, где взносы обязательны. Но это частности. Куда весомее предложения бизнесменов о том, какие цели отстаивать «Атамекену» в нынешних экономических реалиях, где проблема на проблеме. В воронку НПП вбрасывается все, в чем увязли торговцы, фермеры, строители, мукомолы, банкиры, птицеводы. Один из острейших вопросов, который год волнует крестьянский бизнес, это справедливое распределение субсидий. Олег Даниленко, Александр Бородин и многие другие именитые фигуры ратуют за то, чтобы госсубсидии выдавались только по результатам суммы реализованной продукции, что позволит искоренить коррупционные схемы в распределении средств. Если же существующий механизм субсидирования опять оставить банкам, мы по-прежнему будем повязаны путами крайне несовершенного механизма.
По делу
Из сотен примеров беру некоторые.Светлана Михайленко из товарищества «Азия Алтын 2000»:
– В настоящее время субсидии зачастую поступают от местных исполнительных органов позже даты платежа, и заемщикам необходимо погашать проценты по полной ставке 15-17% годовых. Отвлечение денежных средств бывает критичным, особенно в летний период, когда выручка еще не поступает. Необходимо переключить субсидирование на финансовые институты, получать субсидии напрямую от МСХ, а крестьянам выдавать кредит под чистую льготную ставку 5-6% годовых.
Судя по количеству камней, брошенных в существующую схему субсидирования, она, похоже, уже давно зубная боль АПК. Как написал Олег Саламатов: «Субсидирование – оно вроде бы и есть, но когда придут деньги, неизвестно. И еще. Фактически, чтобы получить кредит на сумму 100 миллионов тенге, необходимо иметь залог на 300 миллионов».
Предпринимательница Татьяна Лаврик заостряет внимание «Атамекена» на трудностях с получением разрешений на использование трудовых мигрантов.
Владимир Семейкин, давно и масштабно занимающийся производством огородной продукции, категоричен: «В регулировании цен не должны быть главными акиматы и их комиссии. Главный виновник роста цен – МСХ, которое отвечает за увеличение объемов производства растениеводческой продукции. Невозможно регулировать цены на продукты, которых нет или они в дефиците».
Из идей Натальи Лапшиной, владелицы супермаркета, актуальным видится ее предложение о создании в НПП некоего информационного отдела, в котором были бы собраны и систематизированы по отраслям не только количество объектов предпринимательства, но и их репутационная история.
«Трудно ориентироваться в многообразии объектов бизнеса, нелегко найти партнера, поскольку много фирм-однодневок, перекупщиков, несостоятельных переговорщиков, общих слов», – аргументирует Лапшина.
Не монстр
«Атамекен» за годы своей работы стал лоббистом в законодательных эшелонах власти, мировым судьей в разрешении деловых споров, юридическим консультантом для тысяч обращений. При всем том, он не стал тем долларом, который нравится всем. Его обвиняли в склонности к узкокорпоративным интересам, к замыливанию проблем, когда подменялись острые вопросы второстепенными. Однозначной и всеобщей любви тут нет. Но важно другое: эволюцию никто не отменял. В мозгах, идеях, в организационных пертурбациях. Процесс пошел. Сошлюсь на того, с кого и начал – на Перуашева. Спорная фигура в отечественном мейнстриме, но в мыслях ему не откажешь. «Бюрократию и «небожительство» порождает гигантомания, но обществу нужен не гигантский монстр, а компактный и эффективный «Атамекен».Остается только снять шляпу перед теми, кому это удастся сделать.