Информационные войны и их последствия. СМИ и патриотизм. Народная журналистика и интересы граждан. Об этом мы говорим с нашим первым собеседником во «Встречных вопросах», руководителем областного управления внутренней политики Жандильдой МАКАНОВЫМ.
Что важно знать
– Жандильда Кожахметович, в эпоху Интернета за информационными войнами можно следить где угодно – был бы гаджет в руках. Тенденция стала очевидной: СМИ, вне зависимости от форм собственности, в подавляющем большинстве яро защищают политические и экономические интересы своих государств. Вот и в Казахстане пару лет назад открыли информационный телеканал «24KZ» (см. «Справку «КН». – Прим. авт.). Но готова ли отечественная журналистика ко всевозрастающей конкуренции в современном информационном мире?
– Я был участником международного социологического форума в Астане. Выступая на нем, российский коллега заявил следующее: «Информация – глобальна, экономика – региональна, политика – локальна». Вот вы, как журналист, согласны с этим утверждением?
– Вполне. И тут, как я понимаю, задача СМИ работать по принципу врачей – не навреди. Ведь любое событие, любую ситуацию можно преподнести по-разному: намерено умалчивать одни факты и выпячивать другие. Этот процесс выпукло виден, например, при освещении событий на Украине.
– Насыщение информационного пространства с точки зрения национальной безопасности – проблема, которая всегда была актуальна, и сегодня она становится только острее. Для региональной журналистики важно соблюдать один принцип: когда критикуем государственный орган, то должны исходить из того, что государство в определенном смысле – институт насилия. Потому что государство всегда будет принимать какие-то решения, исходя из принципов национальной безопасности, международных договоров, исходя из интересов экономики и так далее. Поэтому тут важно четко понимать – где интересы Отчизны, а где иные. Кроме того, порой журналисты допускают одну большую ошибку: используют прием подмены понятий. Берут за основу общечеловеческие ценности и проецируют их на некий период жизни, поступок конкретного человека. Разве это правильно?
– Давайте конкретизируем. Допустим, задержка зарплаты на малом предприятии в регионе. Сегодня – это локальный факт. И, значит, не стоит, сообщая об этом, обобщать, упоминая, что Казахстан стремится в тридцать самых развитых стран мира? Или, что это подрывает социальную обстановку в целом?
– Важно это понимать еще и потому, что СМИ само по себе – коммерческий проект. У него есть учредитель или несколько, есть их интересы. Кроме того, раз СМИ – это бизнес, то главная цель – получение прибыли. И для этого иногда эксплуатируются разные чувства человека.
Российский урок
– Вот российские СМИ уже не те, что в девяностых. В период финансового кризиса и международных санкций пытаются быть полезными: начали активно учить граждан, как экономить деньги, как получить новую специальность и где искать работу.
– Это нормальное явление. Первая информационная война была завязана в России, когда я учился в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Это война во время чеченского конфликта, и она была проиграна Мовлади Удугову (см. «Справку «КН». – Прим. авт.). И во многом это «заслуга» самих российских СМИ. Это был большой урок не только для них.
– Хотите сказать, что не было понимания момента ни у власти, ни у СМИ?
– Именно. Более того, не были учтены уроки истории. Перед началом Второй мировой войны французская пресса писала об офицерах своей армии в уничижительном, язвительном тоне. Офицер был самым смешным персонажем. И общество впитало эту информацию: Франция за 18 дней пала. А на Восточном фронте все было иначе. По статистике, средняя продолжительность жизни советского лейтенанта была 48 часов. При этом, когда погибал офицер, любой сержант вставал на его место и принимал командование. Почему так?
– Потому что советскими СМИ был сформирован непобедимый, героический образ офицера. Причем еще до начала Великой Отечественной.
– В то же время, в такой машине как вермахт, солдат не вставал на место офицера, чтобы поднять роту в атаку. Поэтому правы историки, которые говорят, что наряду со Сталиным, Жуковым, войну выиграл простой советский учитель. Тот, который научил мальчика Родину любить, а этот школьник затем вырос и пошел на войну. Пропаганда шла такая: ответственность ложится на всех! Наш земляк Илья Яковлевич Сьянов, Герой Советского Союза, когда командовал ротой, водрузившей одно из Знамен Победы над Рейхстагом, был старшиной. Он командовал ротой потому, что офицер погиб. И возвращаясь к вопросу о российской прессе, вы правы, она теперь другая – работает на Родину, на ее будущее.
– А наша?
– Наша идет по такому же пути. Просто в России это значительно заметнее из-за введения Западом санкций. У казахов есть пословица, которая в вольном переводе звучит так: вы не знаете цену золота, когда оно находится у вас в руках. Думаю, что к мировым вызовам наши журналисты готовы. И важно, чтобы так было и дальше. Ведь зависимость общества от информационного поля будет только возрастать.
– Особенно, как я понимаю, с развитием, так называемой, народной журналистики: граждане активно размещают на информпорталах, в соцсетях информацию о происшествиях, коммунальных авариях, распродажах, обо всем. Нужен ли государственный контроль, возможно, ненавязчивый, за такой журналистикой?
– Вы знаете мою позицию: не надо пытаться управлять людьми, надо пытаться управлять ситуацией. В журналистике – это первейшее правило. Поэтому и открытие информационного телеканала в Казахстане, о чем мы говорили выше, и на местном уровне – открытие в Костанае пресс-клуба – движение именно в эту сторону. Я думаю, что таких площадок с каждым годом будет все больше.
Интересы граждан
– Больше десяти лет пресс-клуб не работал. Будут ли в нем проводиться оперативные встречи с чиновниками в случае различных ЧП?
– Обязательно. Это один из принципов работы пресс-клуба. Об этом во время его открытия говорил аким области Нуралы Садуакасов. Есть случаи, в их числе и различные ЧП, когда пресс-клубом должны оперативно пользоваться государственные службы – для информирования населения, разъяснения людям ситуации.
– Но готовы ли они к этому, если уже давно привыкли жить, прикрывшись пресс-службами?
– Это несколько генеральская привычка. Есть такой анекдот. Капитан должен знать военное искусство, майор должен уметь управлять капитаном, полковник должен уметь найти в бумагах, где ему расписаться, а генерал должен уметь расписаться там, где ему покажут. Иногда это происходит в жизни, и это неверно. Что, на ваш взгляд, больше всего беспокоит человека?
– Коммуналка, зарплата, работа, жилье...
– Мы проводим социологические исследования. На первом месте – здоровье и, соответственно, все возможности получения медицинских услуг. На втором месте – просвещение. Уинстон Черчилль говорил так: «Наиболее важно для нашей нации – молоко и образование детей». И только затем идет жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение жильем, состояние дорог. Но есть еще одна вещь, которая крайне беспокоит граждан – потеря рабочего места. Это, так сказать, наследие трудных 90-х годов. Это глубоко засело в людях.
– Значит, молодежь сие волнует мало?
– Молодежь мобильна. И это нас радует, это мировая тенденция. Об этом тоже надо писать.
– Спасибо, будем продолжать писать.