Люди плачут и продают коров! Так говорят сельчане, рассказывая о критической ситуации на своих подворьях.
«Просим разобраться»
В редакцию «КН» пришло письмо жителей села им. И.Ф. Павлова (ранее Борис-Романовка) Костанайского района. Вот что они пишут:«Нас волнует цена молока, закуп которого в селе осуществляют ТОО «ДЕП» и ТОО «Новый день». Нам платят 120 тенге за литр. Закупочная цена, можно сказать, стоит на месте. Зато стоимость молока в магазинах Костаная растет – уже под 300 тенге за литр (самая простая продукция: жирность – 2,5%, срок хранения – несколько дней, упаковка – пленка. – Прим. авт.).
Немалая часть сельского населения живет за счет своего подворья. Стоимость кормов для скота прошлой осенью увеличилась на 150 процентов и даже выше. А закупочная цена на молоко почти не изменилась. Недавно в «КН» писали, что молокозаводы недополучают сырье от населения. А все почему? Да потому, что сельчанам теперь невыгодно содержать скотину из-за высокой цены на корма.
Мы считаем, что этот вопрос очень актуален. Тем более, что Президент страны Касым-Жомарт Токаев сказал, что рейтинг регионов сейчас будет учитывать не столько общие экономические показатели, сколько уровень благосостояния жителей. Поэтому мы просим вас разобраться в этой ситуации».
Подписали это письмо 35 человек. Хотя они считают, что с их словами наверняка согласны тысячи других сельчан нашей области, которые продают молоко на перерабатывающие предприятия.
Другого выхода нет
Когда мы приехали в село, то первым человеком, с которым встретились на улице, по воле случая оказался аким Александровского сельского округа Руслан Кембаев. О разговоре с ним позже. Сначала о встрече с сельчанами. Подчеркнем, степенными и рассудительными людьми. Они не говорили хором, общались без истерик, по существу, вторили друг другу.– Самое плохое, – подчеркнула Нина Судоргина, – это то, что людям приходится продавать коров. Некоторые плачут и продают! Потому что у многих явно не хватит кормов до пастбищного периода. На зиму на одну корову нужно три-четыре тонны сена. Иначе не получишь хороших надоев. Многим не удалось сделать такой запас. Ведь одна тонна сена у нас в прошлом году стоила 40- 45 тысяч тенге. Правда, потом эту цену снизили до 30 тысяч тенге. Фураж еще дороже: не очень хорошие зерноотходы стоят 40 тысяч тенге за тонну, хорошие – 80 тысяч тенге, за ячмень мне пришлось осенью отдать аж 95 тысяч тенге.
– Недавно к нам приезжали люди из Актюбинской области. По их словам, там дойная корова стоит не менее 500 тысяч тенге. Правда или нет, не знаю. У нас они купили коров дешевле. Мы им продали буренок по 350 тысяч тенге за голову. Наша семья в том числе. Было две коровы, оставили одну. Эти покупатели рассмеялись, когда узнали о 120 тенге, которые нам платят за литр молока закупщики. Назвали цену гораздо выше.
Забегая вперед, скажу, что мы в этой информации усомнились. Связались с нашими коллегами из областной газеты «Актюбинский вестник». И они заверили, что даже в ТОО «Айс» – одном из самых крупных тамошних перерабатывающих предприятий, максимальная закупочная цена – 190 тенге за литр. Причем речь идет о первоклассной продукции, поставляемой на переработку крупными молочными фермами. В нашей области за такой товар предлагают 170 тенге за литр.
Ценовой разрыв
Алибека Алматова, Руслана Кембаева и Нину Судоргину очень волнует возникшая ситуация.
– Вот Нина говорит, что недавно несколько коров продали наши односельчане, – сказал Алибек Алматов. – Но это еще не все. Все больше людей выставляют на продажу приплод. У нас есть группа в WhatsApp, можете почитать, убедиться, сколько объявлений. Раньше многие оставляли телочек, чтобы вырастить из них коров. Сегодня это невыгодно. Корма чрезвычайно дорогие. А закупочные цены на молоко не один год подряд стоят на месте. Да, с 1 февраля вместо 110 тенге стало 120 тенге за литр. Но эта маленькая поправка, конечно же, не компенсирует огромный рост цен на корма. Зато насколько выросли цены в магазинах!
И вообще отношение к сельчанам, которые поставляют на рынок экологически чистые мясо, молоко, не совсем понятное. Наверху не обращают внимания на то, что многие уже для себя скоро не смогут держать корову, быка, свинью. Мы вам письмо написали потому, что решили: если на уровне области вопрос огромного разрыва между ценами кормов для скота и животноводческой продукции не решится, то придется выходить на республиканский.
Кстати, в семье Алматовых несколько дойных коров. Дело в том, что 34-летний сын Аскар в 2017 году обучился по госпрограмме «Еңбек», получил льготный кредит и приобрел восемь коров. Но потом это небольшое дойное стадо пришлось уменьшить до пяти голов. Почему – сказано выше.
Чёрные тучи
Глава округа Руслан Кембаев – не асфальтовый функционер. В его сарае две коровы с приплодом. Так что он прекрасно понимает проблемы односельчан. И Руслан Ербулатович пошел дальше, говоря о последствиях этих проблем. Из-за отсутствия привлекательности подсобных хозяйств, село, скажем так, не молодеет. Все меньше школьников. Вот уже сложилась неполная комплектность школы. Пошли разговоры о возможном ее переводе из статуса средней в статус основной. Если это случится, то последует стремительный отток населения.– В этом году мой сын тоже пойдет в 10 класс, – говорит Руслан Ербулатович. – Так что я тоже волнуюсь.
Как тут не вспомнить праздник, о котором «КН» писали несколько лет назад. Он был посвящен 130-летию села Борис-Романовка. Его переименовали в честь дважды Героя СССР летчика Ивана Фомича Павлова, который родился в этом селе (кстати, 25 июня 1922 года). Рассказывая о юбилее, корреспондент «КН» подчеркнул, что в 90-х годах тут была закрыта на несколько лет средняя школа. И благодаря в том числе педагогам, которые с этим не смирились, ей вернули статус. Неужели вновь сгущаются тучи? «Услышьте нас!» – просят сельчане чиновников
Неприятный сюрприз
Утеген МУРТАЗИН, директор ТОО «Сарыагаш» Денисовского района:
– Хорошо понимаем сельчан. Ведь и нам, производственникам, создавшим довольно крупные молочно-товарные фермы, сегодня живется отнюдь не сладко. В принципе, в нашем хозяйстве молочное производство стало развиваться неплохо. И надои хорошие, и кормовую базу за последнее десятилетие сумели поднять на довольно высокий уровень благодаря поливным полям. Но последние три года случалась жестокая засуха. И несмотря на все наши усилия обеспечить ферму сполна кормами, создалась их острая нехватка. Нет, наши коровы не голодают, для них мы возим корма из разных регионов, порой очень дальних. Однако все эти расходы, включая транспортные, конечно же, ложатся на себестоимость молока. Так что этот показатель теперь стал отрицательным.Например, по итогам прошлого года каждый литр надоенного молока принес нам 7 тенге убытка. Мы продаем молоко переработчикам по 170 тенге за литр. Потому что наша продукция первоклассная. Но, повторяю, эта цена оказалась ниже наших расходов. И если бы не госсубсидии, то пришлось бы идти на снижение производства. Господдержка дает нам 5-6 процентов рентабельности, которые помогают удержаться на плаву. Для нормального производства нужны минимум 15-20 процентов рентабельности.
С учетом всех этих сложностей мы обращались к нашим партнерам, которые приобретают молоко, с предложением повысить цену его закупа. Но у них свои проблемы.
Хуже того, сейчас наше аграрное ведомство, я имею в виду Минсельхоз, судя по всему, готовит сельхозтоваропроизводителям очень неприятный сюрприз – отказ от госсубсидий на производимую животноводческую продукцию. Мол, пусть вам помогает местный бюджет, а не республиканская казна. И если вдруг действительно случится такое изменение, то однозначно придется сокращать объемы производства.
И вновь кризис
Владимир ДОНЧЕНКО, руководитель высококлассного заготовительного пункта молока Костанайского района:
– Собираю молоко в ряде сел Костанайского и Алтынсаринского районов. Закупочная цена – 120 тенге за литр. Это вполне понятно, поскольку ее диктуют перерабатывающие предприятия. Работаю с заводами «Космис» и «ДЕП». Хочу сказать, что у соседей в Северо-Казахстанской области закупочная цена как и у нас. А кое-где даже немного меньше.Тех, кто сдает молоко, действительно становится меньше. Стоимость кормов такая, что людям невыгодно содержать поголовье. Возьмем хотя бы отруби, которые никто не считает полноценным кормом: их сегодняшняя цена такова, как еще совсем недавно продавался высококачественный фураж. Закупочная цена молока отстает от реальной примерно на 50 тенге.
В этой сфере я работаю с 1997 года. Поэтому могу сопоставить ситуации за прошедшую четверть века. И должен сказать, что сейчас настал уже третий по счету кризис. В такой период сельчане резко «сбрасывают» скот. Эту ситуацию не надо сравнивать, допустим, со свиноводством. Все потому, что на восстановление поголовья КРС уходят не месяцы, а годы.
Считаю, что можно приостановить спад КРС в частном секторе. Но для это нужны совместные усилия всех участников рынка и государства.
ЗАВОДЫ, АУ!
«КН», конечно же, задали вопрос о закупочной цене на молоко нашим основным перерабатывающим предприятиям. ТОО «Лидер-2010» и ТОО «ДЕП» не отказали в ответе, но с оговоркой: отправьте письменный официальный запрос на имя руководителя и получите такой же письменный официальный ответ. Такой подход к журналистским вопросам вполне законный. И порой приходится соглашаться с ним. Однако на сей раз было решено не отправлять запросы. Тем более, что совсем недавно редакция «КН» получила ответ на некоторые вопросы от ТОО «ДЕП». Журналисты называют такие ответы отписками.
А вот в ТОО «Милх» (компания «Новый день») нам не отказали в живом общении. Да, оно было кратким, но все же. Сергея Блока, руководителя предприятия, на месте не было. Сказали, что уехал в командировку. Ответила Оксана Паршина, замруководителя предприятия. Она пояснила, что вопрос закупочной цены на молоко от сельских подворий на заводе сейчас рассматривают. И не исключено, что ее действительно увеличат. Правда, заметила Оксана Евгеньевна, она не может точно сказать, когда произойдет это повышение и на сколько процентов.