Национальная палата предпринимателей «Атамекен» начала сбор информации о проблемах, которые уже ощущает бизнес после начала боевых действий на Украине.
Рисунок Владимира БЕРЁЗКИНА
АГРАРИИ: в поиске других путей
По состоянию на 4 марта в костанайский филиал Палаты обратился руководитель ТОО «Аском и К» Марат Джантурин. Он рассказал о том, что 25 февраля в нашу область должна была выехать машина из украинского Мелитополя с прицепными жатками для сенокоса и запасными частями. Товар был оплачен по договору на сумму более 24 миллионов тенге.– В начале военных действий на Украине нам удалось связаться с поставщиками, которые сообщили, что п риостанови л и отгрузку товара. Когда мы его получим – неизвестно, – говорит Джантурин.
Директор Палаты предпринимателей Костанайской области Данияр Кузенбаев отмечает:
– На Украине много производителей различных комплектующих на сельхозтехнику. Костанайские аграрии вынуждены сейчас искать других поставщиков. Фермеры уверены, что эти товары теперь подорожают в разы. Соответственно, повысится себестоимость их продукции.
ПТИЦЕВОДСТВО: сработали бы законные барьеры
Угроза негативного эффекта от санкций нависла и над ТОО «Агроинтерптица» (аркалыкская птицефабрика). Как рассказала «КН» представитель ТОО Индира Саденова, соевый шрот предприятие покупает в Аргентине. Его поставляют сначала в Россию, а оттуда в Аркалык. Затраты на этот вид корма составляют 25% от себестоимости продукции фабрики. Сейчас этот путь перекрыт. Запаса хватит до конца марта. То же самое с ветпрепаратами (их доставляли из России, но туда везли из Германии. Премиксы (13% в структуре себестоимости продукции) «Агроинтерптица» покупает напрямую в ФРГ. Этот путь доставки тоже закрыт.– Исходя из текущей ситуации, мы начали предварительно собирать заявки на поставку премиксов из России на апрель. Если ситуация не изменится, будем искать альтернативные пути доставки шрота и ветпрепаратов. Насколько все это отразится на конечной цене, пока просчитать невозможно, – говорит Саденова.
На фабрике опасаются, что казахстанские прилавки могут оказаться под натиском мяса птицы и яиц из России. В силу ограничения площади рынков российские производители будут искать способы сбыть товар за счет наращивания экспорта, в том числе и «серого».
«Если продукцию из РФ будут ввозить после своевременной уплаты налогов и пошлин, то принципы конкуренции будут соблюдены. Важно, чтобы информация с границы оперативно попадала в налоговые органы, которые могли бы проследить весь путь импорта, к примеру, яиц. А если законные барьеры будут обходить, то мы окажемся затоварены дешевой продукцией, что поставит птицеводство области на грань выживания», – отметила собеседник.
ЗОЛОТО: возможен откат
За прошедший месяц стоимость золота поднялась с 1800 до 1940 долларов за унцию (31,1 г). В пересчете на нацвалюту – с 900 до 970 тысяч тенге. Как говорит владелец сети костанайских ломбардов Игорь Ковалев, цена пошла на подъем на фоне заявлений о грядущем вторжении российских войск на Украину. Основной скачок произошел непосредственно в дни начала конфликта.– Крупные инвесторы во время больших конфликтов стремятся вложить деньги в драгоценные металлы, как в нечто более надежное, чем акции. Когда ситуация разрешится, цена того же золота может снова откатиться на прежние позиции. Люди будут продавать драгметаллы и снова вкладывать их в ценные бумаги, – считает собеседник.
По его мнению, сейчас нет большой потребности для промышленности ни в золоте, ни в других драгметаллах. Следовательно, возврат цены очень даже возможен после того, как наступит мир.
ТУРИЗМ: доллар повлиял
Стоимость турпутевок возросла на 5-10%, сообщила «КН» директор костанайской туристической фирмы Екатерина Кайрис. Это связано с ростом курса доллара. В целом же закрытое небо над Европой и США для Казахстана не сыграло особой роли. Отдыхающие ездили в Испанию, Венгрию, и их было немного. Был рейс в Доминикану с пересадкой в Киеве, сейчас его по понятным причинам тоже нет. Азиатское направление полетов остается открытым. Вероятно, сохранить туризм там считают выгоднее. Туроператоры надеются, что военные действия в скором времени прекратятся, и тогда можно будет строить надежные маршруты.Мир на Украине должен принести понятные правила игры в мировом бизнесе. Даже если это будет худой мир, он нужен сейчас как никогда мировой экономике.
ПОРТ НЕ БЕРЁТ
2 марта в интервью Forbes. kz совладелец транспортной компании Канат Копбаев сообщил, что отгрузка в портах Европы для предприятий Казахстана прекращена. После ввода санкций российские корабли не могут взять груз, идущий транзитом, в западных портах. В свою очередь западные корабли не могут доставить этот груз в Россию.Так как Казахстан получает грузы через российские порты, то наша промышленность осталась отрезанной от поставок компонентов, необходимых для работы. В числе тех, кто попал в критическое положение, Канат Копбаев назвал АО «Костанайские минералы». По его словам, предприятие не может произвести отгрузку товаров из-за вышеназванных санкций.
«КН» отправили запрос в АО с просьбой прокомментировать ситуацию. Об ответе сообщим.
Санкции бывают разные
XX век отметился экономическими санкциями против ряда государств. Кommersant.ru отметил некоторые из них.
1962 год. Введены санкции против ЮАР за то, что в стране процветало угнетение негритянского населения. В силу того, что страна поставляла золото, алмазы и уран, давление было не слишком сильным. Иран так вообще долгие годы в открытую игнорировал эмбарго на поставку нефти в ЮАР. Американские и европейские компании только для вида ушли с местного рынка, на самом деле они там продолжали присутствовать через филиалы в третьих странах. Южноафриканские товары продавались через посредников, и это никого не смущало. За соблюдением санкций особо не следили до того момента, когда холодная война стала отступать, а общественность все резче требовала соблюдения правил экономической блокады. Бюджет ЮАР понес убытки, и в итоге в 1994 году в стране прошли свободные выборы для всех граждан вне зависимости от цвета кожи.1990 год. Ирак вторгся в Кувейт и отхватил санкции в виде запрета на экспорт нефти. Здесь получилось печальнее, чем с ЮАР – кроме нефти агрессору торговать было нечем. Начался упадок экономики. Он был настолько сильным, что в 1995 году ООН разрешила спецпрограмму «Нефть в обмен на продовольствие». Ираку разрешили продавать нефть настолько, чтобы ликвидировать голод в стране. Побочным эффектом стала махровая коррупция – посредники получали право покупать нефть, затем перепродавали ее с накруткой для себя любимых. Часть этой теневой прибыли возвращалась в карманы иракским чиновникам. Взятки платили также поставщики продовольствия, при этом еда оказывалась иногда непригодной к употреблению.