Жители села имени Кабидоллы Тургумбаева, что в Аулиекольском районе, каждую зиму надолго остаются отрезанными от внешнего мира.
В заточении
Причина тому – двадцать километров дороги, которые ведут к селу. Зимой участок заметает. Да так, что с плотным снежным покровом не справиться технике, которая есть у местных крестьянских хозяйств.В феврале сельчане вновь оказались в снежном плену. Тогда расчистить дорогу с помощью ротора из райцентра удалось только после того, как местная жительница Алевтина Келембаева (на верхнем снимке в центре) обратилась за помощью к журналистам. Информация вышла на республиканский уровень. Итог – после десятидневного заточения и обещаний районных властей «завтра же отправить технику», спасатели доставили сельчанам продукты, а вскоре и техника пришла. Дорогу почистили.
– Мы продуктами запасаемся на месяц. У нас нет магазинов. И аптеки нет. Хлеб замораживаем. Он, кстати, у нас закончился, пока дорогу расчистили. И мука была на исходе, – поделилась с «КН» Алевтина, когда мы уже смогли добраться до села.
Невыгодное дело
Отрезок, ведущий к селу им. К. Тургумбаева, относится к дорогам районного значения. Раньше его расчищали подрядчики по договору с отделом ЖКХ райакимата. Но последние несколько лет на этот лот соглашаются неохотно, потому что невыгодно. Ведь те, у кого есть нужная техника, живут далеко. От села им. К. Тургумбаева осталось совсем ничего. Два года как расформировали сельский акимат, школа – только начальные классы. Село теперь относится к Диевскому сельскому округу.На портале госзакупок лот «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Аулиекольского района в зимний период 2022 года» (подъезд к с. им. К.Тургумбаева)» значится в реестре. Статус – «Закупка не состоялась». Тендер по этому виду работ прошел 18 февраля. На весь год по лоту выделяется 1375000 тенге. Прикидываем, если за работу возьмется подрядчик из райцентра, то для расчистки относительно небольшого отрезка ему придется гнать технику за 80 километров.
Сельчане считают: если дорогу чистить регулярно, то подойдет и техника средней мощности, то есть справятся местные крестьяне. Однако КХ за дело не берутся. Не факт, что оно выгодное. Зато какая ответственность! Но когда возникает острая необходимость, расчищают дорогу своими силами. За свой, естественно, счет.
– Насчет дороги звоню как-то в районный акимат. Жаль, что на домашнем телефоне нет функции записи звонков. Мне ответили: «Вы здоровая женщина, вам дорога нужна, берите лопату, идите чистите». Это же не дело, – сетует Алевтина.
Руководитель районного отдела ЖКХ Юрий Итемгенов на наш вопрос ответил, что госзакупки по расчистке участка дороги до села им. К. Тургумбаева будут проводить снова буквально на днях – уже третий раз в этом году. Он отметил, что с этим участком дороги всегда проблемы. Подрядчики приходят и уходят.
Можно жить
Алевтина и ее супруг Талгат наперебой рассказывают – раньше их село процветало. В свое время называлось Целинным. Имя Кабидоллы Тургумбаева присвоили в 1998 году.– У нас было три тысячи человек населения, – вспоминает Талгат. – Вон там был Дом культуры, еще был колбасный цех, баня, бар... Здесь хорошо держать скот – у нас ни разу не зафиксировали массового бруцеллеза. Мы никуда не хотим уезжать, была бы дорога... Что здесь не жить-то? Воздух чистый, красиво.
У Келембаевых, как и у большинства местных жителей, свое подворье – 23 овцы, 21 корова и девять лошадей. Продают скот живым весом, так и живут. Сейчас в деревне осталось 27 дворов. Численность населения – 130 человек. В школе шесть учеников с первого по четвертый классы. Если их станет меньше пяти, школу и вовсе придется закрыть.
Ербол Исмагамбетов работает, как и Талгат Келембаев, кочегаром в школе, в сезон посевной и уборочной – механизатором в Диевском КХ. В семье четверо детей, двое из них школьники. Уезжать из родного села не собирается.
Вне зоны доступа
Еще одна проблема в селе – Интернет. Есть только мобильный. Но очень слабый. Оператор связи один, связь 2G.– Наша дочь с семьей живет в Алматинской области. Толком невозможно общаться. Видеозвонки вообще не работают. Сообщения голосовые тоже не грузятся, – вздыхает Алевтина. – Такое село у нас, что граничит с несколькими районами. Вот через 30 километров пять семей в селе всего живет, а Интернет есть. Президент сказал, что в каждом населенном пункте должен быть обеспечен доступ к Интернету. Чем мы хуже?
Эта вышка мобильного оператора – единственная связь сель
В Диевском сельском округе два поселка, отрезанных от Всемирной сети – им. К. Тургумбаева и Косагал (в последнем нет и сотовой связи).
– Я был акимом села им. К. Тургумбаева в 2019 году, писал тогда в Алматы в головной офис Activ, чтобы усилили мобильные данные, – рассказывает аким сельского округа Мейрамхан Досмурзин. – Прислали ответ: такой возможности нет, потому что в ближайших 30-50 километрах нет вышки. Писал в 2020 году – ответ тот же. Недавно снова обратился – ответа пока нет.
Мейрамхан Сапабекович считает, что село им. К. Тургумбаева нужно и можно развивать.
– Крестьяне предлагают работу. Каждому нужны рабочие руки – и мужские, и женские. Десять человек в школе трудятся – учителя, кочегары, сторожи. Мы рабочие места потеряем, если школа закроется. Надо звать туда людей. Есть государственная программа для приобретения скота. Жилье можем предоставить безвозмездно. Да, расстояние до районного центра 100 километров. Но и при таком раскладе можно жить, – считает Досмурзин.
Сын владельца местного крестьянского хозяйства Руслан Шинкентаев подтверждает слова акима, но...
– Мы приглашали одну семью, в которой трое детей, дали работу, предоставили жилье. Пожили полгода, но не захотели оставаться. Из-за проблем со связью с внешним миром, – сказал Руслан Шинкентаев.