Директор центра экономических исследований КГУ им. А.Байтурсынова Андрей Коваль считает, что проблема приостановления банками выдачи залоговых кредитов бизнесу в тенге вполне решаема. Причем у государства есть целый набор инструментов, которые могут побудить банки возобновить этот вид кредитования.
- Андрей Петрович, предприниматели и депутаты требуют возобновить тенговое залоговое кредитование бизнеса. Насколько это требование справедливо?
- Оно вполне справедливо. Предприниматель должен быть свободен в выборе. Если хочет взять тенговый кредит, то ему нужно его давать. И у государства есть ресурсы, чтобы заставить банки это делать. Мало того, наше государство в доле у некоторых банков, и у него есть право через совет такое решение проводить. Но даже если этот вариант не получится, есть ставка рефинансирования, которую в России подняли, а у нас она по-прежнему на уровне 5,5%. Но это нужно делать быстро. Ведь отсутствие кредитования в экономике - это удар по бизнесу, который сейчас должен встраиваться в очень серьезную конкуренцию с Россией. А он мало того что не встраивается, еще и лишен кредитных ресурсов.
- Но банки ссылаются на отсутствие тенговой ликвидности, говорят, что фондирование идет по большей части в долларах США, депозиты люди тоже переводят в эту валюту.
- Банк просто не хочет брать на себя валютные риски. Но их можно разделить. Что касается ликвидности... А что мешает банкам выйти на биржу, продать доллары и получить ликвидность в тенге? И для того чтобы они это сделали, у государства есть рычаги в виде законодательства. Сегодня всех заставили поднять уставной фонд. Сейчас можно ввести требование, чтобы процент кредитования малого и среднего бизнеса в портфеле составил столько-то. И заставить всех этот процент поднять. Недемократичная мера, но это возможно. Еще одна возможная мера: тем, кто выдает кредиты бизнесу, дать варианты подключения к госпрограммам. Ведь государство дает деньги по ДКБ не всем. В свою очередь, из тех банков, что не кредитуют бизнес, вывести госучреждения как клиентов. А это очень серьезные структуры.
- Но насколько залоговые кредиты сегодня вообще популярны среди бизнесменов?
- Популярны, но зачастую недоступны. Именно из-за залогов. Речь идет о старт-апах, молодежном бизнесе. У людей просто нет залога. Хотя есть идеи, которые позволят очень быстро вернуть деньги. Фонд «Даму» гарантирует кредиты единицам. Я провожу ежегодный панельный опрос на тему «Кто хочет стать предпринимателем?». Сегодня процент таковых падает. А нужно, чтобы люди хотели быть предпринимателями. Любое ограничение в этом смысле должно восприниматься как государственная проблема. 50% ВВП должно создаваться именно в малом и среднем бизнесе. А если мы его сейчас под корень вырубим?
Есть еще одна проблема - старые кредиты. Сегодня многие в долгах, и как из них выпутаться - непонятно. Это одна из причин приостановления кредитования, которая широко не декламируется.
- То есть сегодня государство должно действовать жестко и быстро?
- Нужно все делать быстро, при необходимости жестко и оставлять место для стимулирования: кто делает - получает льготу, кто не делает - наказание. Да, это будет жестко, недемократично, но эффективно. Если государство хочет поддержать малый и средний бизнес, а банки этого не делают, то с ними нужно разговаривать с позиции государственной политики. В данном случае эффективен метод кнута и пряника. С его помощью можно заставить банки кредитовать определённые виды бизнеса, при этом не ущемляя их интересы. Все, как положено. Поверьте, если у банков будет интерес кредитовать данную сферу, они найдут, как это сделать.