В феврале областное Общество рыболовов и охотников отмечает свое 60-летие.
ЕДИНСТВЕННОЕ добровольное общество, которое, несмотря на исчезновение СССР, партийных билетов, комсомольских значков и действенных профсоюзов, а также вопреки новым капиталистическим реалиям, сохранило свой романтический дух, самоотверженных людей и принципы природолюбия. Это общество плавно перетекло из прошлого века в нынешний, не сильно привязываясь к мысли, что негоже ползать по болоту в поисках пищи, когда ее полно в супермаркетах. Кстати, эта организация была уже тогда, когда ее нынешний председатель Анатолий Коваленко еще малолеткой ходил в школу, как и его друг давний член совета облохотобщества Борис Кузнецов, а также многие другие, о которых я доподлинно знаю, что в свои 10-12 лет они уверенно шагали с ружьями по камышовым зарослям и заячьим тропам.
Анатолий Коваленко, мастер спорта по стрельбе и рыбак, возглавил охотобщество 20 лет назад.
Не удивляйтесь - в 50-60-е годы в гражданском сообществе была совсем другая атмосфера восприятия человека с ружьем. Мелкокалиберное и охотничье оружие запросто продавалось в магазинах хозяйственных товаров: Постановлением Совета Министров СССР в 1953 году была установлена свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей (без предъявления охотничьих билетов). И лишь в 1959 году таковые билеты стали обязательными.
РАЗОБРАННЫЕ, в промасленном пергаменте, ружья стояли в одном ряду с лошадиными хомутами, цинковыми тазиками и гроздьями зубчатых серпов. Мелкашка – 18-20 рублей, пачка патронов к ней – 50 копеек (по копейке за патрон). Выбор ружей был не велик – главенствовала одноствольная ТОЗ-34 16 калибра, и лишь в конце 60-х появляется первая массовая двухстволка с вертикально расположенными стволами ИЖ-59. Заводских патронов было немного, поэтому народ проявлял чудеса творчества, обложившись капсюлями «Жевело», порохами «Сокол» и «Барс», войлочными и бумажными пыжами, а также всевозможными закрутками, мерками и секретами того, как сделать снаряд скоростным, а бой – кучным. Журнал «Охота и охотничье хозяйство», библия всех старых и малых следопытов, читался как откровение святых.
Эту массу единоверцев надо было собрать в единое целое – такая позитивная энергия пропадает! В метельном феврале 1955 года в Кустанае появляется городское охотобщество, спустя три года оно стало базой для областного объединения. Долгое время возглавлял его легендарный Василий Степанович Лысенков, чей характер и созидательные качества порой вступали меж собой в бурное противоречие. Зато общество росло как на дрожжах. К 1967 году в его рядах насчитывалось 16 тысяч человек, объединенных в 483 охотколлектива. Слово «коллектив» в ту пору имело весьма предметный и деятельный смысл. Например, собраться на выходные и поехать в кузове грузовика за триста км обустраивать берега водоемов – да запросто! Вот как написано в пожелтевшем от времени листке тех времен: «По охотустройству и биотехнии силами охотников отработано бесплатно свыше 5 тыс. человеко-дней. В этом же году уничтожено 652 волка и вскрыто 252 случая нарушений правил охоты. Планом приема в члены охотобщества намечено 1500 человек, фактически принято – 3350. Заготовлено сурчиного жира по нарядам (заказу) «Союзмедэкспорта» - 7 тонн. Успешно справились с выполнением госплана по добыче и сдаче в торговую сеть рыбы: при плане 70 и дополнительном задании 20 т сдано 252 тонны». Нынче такая цифра может только присниться.
В 70-Е ГОДЫ в охотобщество пришел профессиональный стрелок и рыбак Анатолий Евстафьевич Коваленко, который в 1995 году избирается председателем правления. Он и поныне там, а к его заслугам можно отнести тот бесспорный факт, что именно Коваленко сохранил наше общество — единственное в республике, не пострадавшее от разрухи времен перестройки. Ни одно здание не ушло в чужие руки, сохранился и опытнейший костяк егерей. Параллельно развивался и охотнадзор. Во главе охотинспекции стоял Василий Евстафьевич Головченко, личность колоритнейшая – мы с ним жили в одном дворе. Фронтовик, бывший комбат, Герой Советского Союза, человек с суровым взглядом и военной хваткой. Пришедший за ним Юрий Степанович Головачев сохранил наработанное предшественником. Ну и как не отдать должное ветеранам общества: Павлу Чмуху, Ивану Холодило, Владимиру Парастатову, Александру Чернышову...