Кажется, сложилась тенденция: как только на продукт объявляют предельную цену, он исчезает с прилавка.
Как только предельная цена обнулилась, капуста сразу же появилась на прилавках.
Капуста из-под полы
Согласно постановлению акимата Костанайской области, стоимость капусты в последний месяц зимы должна была равняться 104 тенге за кг, сахара – 289. Дешевле – можно, дороже – нет. Проблемы с реализацией начались уже в середине месяца.Капуста просто исчезла с прилавков крупных торговых сетей. В частности, так произошло с супермаркетом «Астыкжан». Там объяснили: продавать по обозначенным ценам можно лишь продукты, полученные по линии стабфонда. Но вот незадача, объемы овоща в СПК «Тобол» закончились прежде, чем обнулилось постановление. Сахара оказалось тоже недостаточно. Полки то и дело пустовали.
Был и другой вариант закупа – через оптовиков, то есть в условиях реальной рыночной торговли. Однако на оптово-розничный рынок Костаная овощ приходил гораздо дороже – по 260-280 тенге за кило. Как такую капусту продать по 104 тенге?!
– Сахаром торговали себе в ущерб: закупали по 324-330 тенге, а продавали по 289. Но тут были варианты – тот сахар, что в мешках, мы могли продавать по реальной цене. Как социальный, могли продавать сахар на развес, – поясняет директор супермаркета «Астыкжан» Елена Цымбал. – Картошка тоже подороже может быть, если она мытая или фасованная в сетки. А с капустой как быть? На вид она вся одинаковая...
Чтобы не попасть под санкции (это штраф в размере 100 МРП – более 306 тысяч тенге), капустой просто перестали торговать. Так проще, ведь за отсутствие продукта на полке наказать не могут. Мелкие магазины от реализации не отказались, они приторговывали капустой аки самогоном – из-под полы.
К слову, на Складской капусту продавали довольно бойко. Оптовики реальных ценников не скрывали. Вот бы постановление взять и отменить! Но нет.
Печальный опыт
Как говорилось выше, патовая ценовая ситуация для области не нова. Осенью прошлого года идентичная картина сложилась по луку и, опять же, по капусте. Но тогда магазины не стали заморачиваться и продавали овощи по реальным ценам. С подсолнечным маслом потребителю повезло меньше. Литровые бутылки по предельной цене – 725 тенге – на прилавки крупных магазинов так и не попали.«Нет» – наш ответ
Так могут ли магазины торговать социально значимыми продуктами по реальным ценам, когда объявлена пороговая стоимость? Нет – категорично ответил на журналистский запрос руководитель управления сельского хозяйства и земельных отношений Тимур Бисимбаев. Отсюда, нужно полагать, и вытекают последствия – потребитель остается вовсе без продукта. Хоть дешевого, хоть дорогого.Были ли наказаны торговые точки, продающие тот же лук по рыночной, а не по предельной цене минувшей осенью? Ведь известно, что по линии стабфонда районы закупаются очень слабо. Опять же, нет. Ни один субъект бизнеса на территории области не понес за это наказания ни в 2020-м, ни в 2021 году. Согласитесь, эта двоякость и вовсе обесценивает попытки стабилизировать ситуацию. С одной стороны, пороговые цены должны защитить потребителя от скачка цен. С другой, на деле нет ни предельной цены, ни наказанных за ее превышение.
И недели мало
Еще один важный вопрос: как получается, что оптовая цена капусты оказывается гораздо выше порогового значения? Очень просто: предельная цена устанавливается без опоры и прогноза на сезонный ценник.– Конкретная предельная цена формируется исходя из еженедельных данных официальной статистики по уровню и изменению цен на социально значимые товары. Размер предельно допустимых розничных цен определяется как средний размер розничной цены текущей и предшествующей недели, – отвечает Тимур Бисимбаев.
То-то и оно: цены на овощи традиционно растут в конце зимы – начале весны. Так происходит ежегодно. Но в расчет этот момент до сих пор не берется. То есть установили цену, опираясь на неделю-две, и точка. А впереди сезонный скачок, и в итоге порог просто не работает.
К слову, в ближайшее время члены комиссии снова планируют утвердить размер предельно допустимой розничной цены на капусту. Данный вопрос на стадии изучения. Остается надеяться, что на этот раз его действительно изучат со всех сторон.
Горький сахар
Народный юмор прошедших выходных / Фото @kostanay.salem
Март ознаменовался новым дефицитом. На сей раз – сахара-песка.
Запасы супермаркетов буквально смели в минувшие выходные. В понедельник даже крупные торговые сети могли предложить покупателям только сахар-рафинад. Да и того осталось немного.Мелкие торговые точки сразу показали себя с некрасивой стороны – задрали ценник на оставшийся сахар-песок до 600 тенге за кг (ранее отпускали по 320 тенге). Это притом, что новому закупу взяться было неоткуда – в понедельник продукта не осталось даже у оптовиков. В общем, спекуляция в чистом виде.
К середине недели ситуация пошла на поправку. По словам руководителя департамента АО «СПК «Тобол» по работе со стабфондом Мадины Махмутовой, реализация сахара по заявкам акиматов началась уже во вторник. Запасов в области – 136 тонн – должно хватить на сорок дней.
– Цена сахара на прилавке должна быть не более 362 тенге за кг, – подчеркнула она.
«Не угадали?»
Андрей КОВАЛЬ, директор Центранауки КРУ им. Байтурсынова, кандидат экономических наукВ государственной ценовой политике существует несколько подходов по контролю и сдерживанию роста стоимости продуктов. Работать они должны вкупе.
Во-первых, это методы административные, контролирующие, ограничивающие. Первый момент здесь – ограничение верхнего предела стоимости, когда определяется перечень товаров и устанавливается предельная цена на них. Безусловно, предел должен касаться не всего ценового ассортимента, а лишь определенных позиций.Второй момент – ограничение предела рентабельности. Эта мера определяется не для товаропроизводителей, а для крупных продавцов и людей, которые занимаются перепродажами. Кроме того, есть возможности контроля уровня и нормы прибыли.
Есть и косвенные методы. Это закупка товаров по низким ценам в госрезерв и проведение различных ярмарок. В чем здесь неудобство? В том, что ярмарки проходят один раз в неделю или даже в месяц. Далеко не всем удобно до них добираться. Плюс ко всему, это большое скопление людей и не самый цивилизованный метод торговли.
Следующий момент связан с косвенными методами стимулирования производства. Речь здесь не только об ограничении цены, но и об увеличении предложения товаров и услуг на рынке. Сюда относится снижение налогов, различные льготы и преференции для товаропроизводителей, целевые кредиты. Если мы ограничиваем какие-то моменты, связанные с контролем, необходимо применять стимулирующие экономические меры. Тогда можно будет объем спроса и предложения сбалансировать на том уровне цены, который устраивает население. Особенно по социальным товарам.
В чем проблема? Когда речь идет о предельной цене на продукт, не всегда получается угадать. Взять ту же капусту. С предельной ценой в 104 тенге власти не угадали. У торговых точек не было возможности продавать по такой цене. Как только ограничение сняли, она появилась, но гораздо дороже. Это говорит о том, что цена была установлена неудачно. И метод прогнозирования цены на рынке был тупиковый... На очереди сахар и ряд других позиций в крайне неопределенных условиях. Нужен рабочий механизм стабилизации – без науки и практики не обойтись.