За пять лет в села Карасуского района паводковые воды приходили трижды. В этом году прогноз оптимистичный. Но к вероятному ЧП все же готовятся. На всякий случай.
Петля
В 2017 году весенние воды затопили с десяток сел района. И не везде вода ушла. В селе Жамбыл, например, ее пришлось откачивать на протяжении трех недель.Виктор Ионенко, экс-аким Карасуского района, тогда предлагал не только бороться непосредственно с заторами льда, из-за которых реки выходят из берегов. Говорил, что нужно изменить естественный изгиб реки Карасу. Этот изгиб (более чем на 100 градусов в обратную сторону) благоприятствует образованию ледовых заторов. Петля примерно 300 метров. На работы тогда требовалось 40 миллионов тенге. Бюджетную заявку отправили, но одобрения так и не получили.
В этом году прогноз на весенний паводок оптимистичный. Его здесь вроде как быть не должно. Но...
– Мы не прогнозируем большого паводка, но и не исключаем, что он будет, – отмечает нынешний аким района Виктор Радченко.Поэтому к противопаводковым мероприятиям в селах готовятся. Мы выехали в одно из них.
На месте
Село Карамырза стоит на реке Тюнтюгур. Ее берег находится в 50 метрах от некоторых домов. Это улица Набережная. Так что в случае сильного паводка ее топит сильнее всего. Местные жители говорят, что в прошлые годы вода заходила в дома, поднимаясь почти на метр.– Мы от обоев дома вообще отказались – просто белим известкой. Зачем лишние деньги тратить? Бессмысленно, ведь почти каждый год теперь топит, – говорит Раушан Бабенова. – У нас уже угол отходит от дома. Жилье из такого стройматериала, что напитывается водой. Только к июлю высыхают стены, а пол съел грибок. Если случится в этом году потоп, угол уже полностью отпадет.
Дом семьи Жлибинас стоит на метровом фундаменте. Так что вода в него не заходит. А вот хозяйство приходится спасать.
– Говорят, что в этом году большой воды у нас не будет, но тихая паника все равно присутствует. После половодья в 2017 году все село запаслось рыбацкими резиновыми комбинезонами, – рассказывает Лидия. – На прогноз сильно не опираемся. Когда начинает таять снег, самостоятельно мониторим уровень воды в реке. Когда он начнет подниматься, будем корма поднимать на крыши, скот переселять.
Чужая вода
Летом, говорят сельчане, в с.Карамырза шикарно. Хорошо идут и щука, и чебак. Речной водой поят скот, поливают огороды. Страшно на реке бывает только весной, когда поднимается вода. В ближайшие дни здесь взорвут лед, начнутся круглосуточные дежурства. При наихудшем сценарии вода может частично затопить не только Набережную. Под ударом улицы Украинская, Казахская, Парковая.– Это не наша вода. Она приходит с полей выше, из Амангельдинского района. До 2017 года, больше двадцати лет, паводка не было. Мы предполагаем, что на юге области произошли какие-то изменения. Возможно, разрушились дамбы, плотины, нет больше заливных лугов, – отмечает аким Карамырзинского сельского округа Марина Агайдарова. – А у нас тут нулевая точка. Мы ниже всех. Вся вода к нам и идет. С этим ничего нельзя сделать.
Готовность №1
Несмотря на оптимистичный прогноз, к паводку в с. Карамырза все же готовятся. В случае ЧП ТОО «Рамазан – Карасу» предоставит всю необходимую технику для перевоза людей и животных. Проводят и профилактические работы.– На данный момент своими силами очищаем русло реки от снега. Делаем первичный проход, чтобы река могла уходить из деревни маленьким ручейком, – поясняет директор Владимир Масло. – Но больше рассчитываем на арык, вырытый прошлым летом. По сути, это отводной канал протяженностью 2,6 км. На него у нас большая надежда. Плюс насыпь у реки стесали, чтобы вода уходила свободно.
На случай острой необходимости в селе определены два пункта эвакуации – местная школа и детский сад. Вопрос с горячим питанием тоже решен. После 2017 года мы всегда готовы к худшему исходу.