Могут ли министры быть беспартийными, а волонтеры подсчитывать голоса избирателей? Надо ли Казахстану выходить из ЕАЭС? Разговор с депутатом Мажилиса, главой парламентского комитета по экономическим реформам и развитию регионов, доктором экономических наук Альбертом РАУ.
Фото предоставлено А. РАУ
Самовыдвиженцы
– Альберт Павлович, выборы в Мажилис и в маслихаты по партийным спискам должны уступить место мажоритарной системе. Одномандатникам будет дан 30-процентный шанс, Значит, следующие выборы будут суперконкурентными?– Всем интересно, кто выдвинет себя в кандидаты. Тогда и получим ответ на ваш вопрос. Не бывает так, что человек идет на выборы без чьей-то поддержки. За самовыдвиженцами стоят либо партия, либо общественная организация, но наиболее худший вариант – «денежный мешок», который финансирует избирательную кампанию кандидата и надеется извлечь потом дивиденды.
Говорю открыто: не заблуждайтесь насчет самовыдвиженцев. Никто не забирает у них права ни на агитацию, ни на организационную поддержку. Если в регионе есть человек с большим авторитетом вне партии, может идти в одномандатники. Но если такого претендента нет, тогда партия идет общим фронтом. Такая практика сложилась во всех странах с комбинированной системой формирования парламента. Это и называется развитием политической системы, политической культуры.
Об этом я говорил в недавних дебатах на «Хабаре». Мы, восемь человек, полтора часа толковали о честных выборах. После передачи я сказал своим оппонентам: вы хотите, чтобы те, кто сидит в избирательных комиссиях, не были ангажированы властью, тогда давайте примем закон по формированию избирательных комиссий. Привел в пример Германию, где все избирательные комиссии формируются чисто из волонтеров.
Ни комиссиям, ни волонтёрам
– Что вам ответили?– Ответили: нет! Не доверяют волонтерам и не доверяют комиссиям? Думаю, многие отравлены недоверием. Порой основания для этого есть, а чаще избирателям не хватает информации. Даже в этом контексте отдать голос за партию можно более уверенно, чем за кандидата, который иногда выдвигается неизвестно откуда.
Мажилис проработал несколько созывов чисто по партийным спискам. Это короткое время, и партийная культура еще не до конца устоялась. Но беспартийный политический потенциал заявляет: человек без партбилета лишается конституционного права быть избранным. Я задал вопрос в телеэфире: тогда почему не вступаете в партию, которая соответствует вашему мировоззрению? Мне отвечают: нет такой партии, в которую бы хотелось. Приводят в пример популярных в ЕС «зеленых». Так создавайте такую партию. Норматив для создания – 20 тысяч человек – не столь уж непреодолимый. И партия должна набрать всего пять процентов голосов, чтобы пройти в Парламент. Нет, хотят идти в политику «поодиночке».
На упомянутом выше телеэфире нам задавали вопрос: когда вы распуститесь? Предполагается, что условия для новых выборов будут созданы, когда примем весь пакет законов, инициированных Президентом. На их основе можно объявлять о новых выборах. Может, к этому времени зарегистрируются и новые партии, поскольку требования будут снижены существенно.
– Вы привели в пример Германию. В 2021 году там все говорили о супервыборах – с поста канцлера уходила фрау Меркель. Но обошлось без скандалов. Это и есть политическая культура?
– В свое время мне довелось быть единственным наблюдателем от ОБСЕ на выборах в бундестаг. Наблюдателей вообще не было при подсчете голосов. Избиратели абсолютно уверены в честном подсчете, там просто иного быть не может. К таким выборам надо прийти и нам, но это не само собой происходит, а в результате эволюционного процесса. Идеальных систем нет, но они подразумеваются как цель.
Смысл власти – в качестве работы
– Реформы в Казахстане ведут нас к этой цели?– Возьмем формулу власти на сегодня: президент – сильный парламент – подотчетное правительство. Перераспределение слагаемых эффективно, когда и в парламенте, и в правительстве будут работать профессиональные, ответственные личности.
Опять же возьмем опыт стран с развитой демократией – победившая на выборах партия сама или в коалиции с другой назначает правительство, чтобы реализовать программу, которую поддержало голосами население. Под это формируется бюджет и, соответственно, инициируются законы, которые обеспечат рост экономики.
За семь лет в Правительстве и пять лет в Парламенте впервые почувствовал, что мы начали более четко выстраивать отношения двух ветвей власти. Правильно немцы говорят: правительство не должно «вилять собакой», то есть парламентом.
Смысл власти – в качестве работы. Когда я был совсем юным акимом, один старший товарищ мне сказал: «Власть – не пальто на вешалке, если взял – держи, работай». Уже сегодня сформирована система сдержек и противовесов. Что дальше? Выполнение предвыборных обязательств – лучшая агитация. В существующем законодательном поле надо пользоваться полномочиями, которые предусмотрены Конституцией и ведомственными законами.
Равноудалённость от партий
– В Казахстане сегодня и Президент, и акимы равно удалены от любой из партий. Совершенно новая картина власти.– Это тоже вопрос поиска оптимальной модели. Раз уж мы обращаемся к зарубежному опыту: федеральные земли в Германии возглавляют руководители победивших партий. Мы тоже проходили разные этапы: акимы то возглавляли филиалы, то нет. Как я понимаю, это должно повысить ответственность депутатов маслихатов за выполнение предвыборных программ в регионах. Потому что при формировании и принятии местных бюджетов всегда потребности выше возможностей доходной базы.
Но приоритетами должны быть именно предвыборные обещания. Тем более что они касаются всего населения: вода и дороги в селах, коммунальная инфраструктура и благоустройство в городах, социальная сфера – то, что сегодня у нас предусмотрено по каждому району, городу, области в целом. Равноудаленность Главы государства от партий понятна. Но беспартийные министры это нонсенс. Их миссия – выполнять предвыборную программу победившей партии.
Откройте Стратегию-2030
– При нынешней геополитической ситуации участие в ЕАЭС решает правительство или Парламент?– Поскольку Президент – профессиональный дипломат, очень сильно надеюсь, что он успешно проведет нас через создавшиеся политические и экономические рифы. Внешнеполитический курс – прерогатива Главы государства. Россия, Китай, США, Турция – серьезные игроки, интересы которых пересекаются в нашей стране. Чтобы не быть никуда втянутыми, не попасть на санкции требуется политическое и дипломатическое умение.
Да, раздаются голоса, что участие в ЕАЭС оборачивается нам проблемами. Но давайте смотреть с позиций геополитики. Евразия – континент, и традиционно морские державы заинтересованы, чтобы на этом континенте, а если конкретнее, то на Евразийском рынке, было побольше границ. Чтобы прохождение товаров с востока на запад и с запада на восток было выгоднее морским, а не континентальным путем. Нам же дают доходы сухопутные магистрали. ЕАЭС для того и создавался, и Казахстан, можно сказать, один из самых заинтересованных участников.
Откройте Стратегию-2030: один из семи приоритетов – использование транзитного потенциала. Все 25 лет мы вкладывали миллиарды долларов в обустройство китайской границы, в строительство транзитных авто и железных дорог, портов разного профиля на Каспии. Огромные деньги вложены не для того, чтобы все стояло, а чтобы окупалось сторицей. Когда можно проехать без таможенных препон до самого, условно говоря, Бреста, это быстрее чем морем, а значит, дешевле, выгоднее.
Те, кто призывает отказаться от ЕАЭС или приостановить членство, вольно или невольно действуют в интересах не наших бенефициаров (физических или юридических лиц, в адрес которых поступает какая-либо прибыль, или которые являются владельцами крупной доли в компании). Надо понимать: все основные нефтепроводы и доставка грузов идут через Россию, Беларусь. Считаю, что в стратегическом плане оставаться в ЕАЭС – в интересах Казахстана.