День борьбы с туберкулезом мир отметил в марте. И хотя в нашем регионе заболеваемость устойчиво снижается, о риске забывать нельзя.
Говорим об этом с руководителем отдела эпиднадзора за особо опасными инфекциями и туберкулезом ДСЭК Людмилой НАЛОБИНОЙ.
– Людмила Владимировна, ВОЗ в прошлом году отмечала, что после пандемии коронавируса в мире могут пойти в рост онкология и туберкулез.
– Согласна. В последние годы все внимание здравоохранения направлено на коронавирусную инфекцию, словно другие заболевания перестали существовать. Когда пациент обращается с кашлем, высокой температурой, первым делом предполагают COVID-19. По этому направлению начинают лечение. А ведь клиника туберкулеза напоминает клинику ковида. Невнимательность может обернуться запущенной формой болезни. По статданным, увеличилось количество рецидивов заболевания. Но в общем отмечается незначительное снижение уровня заболеваемости туберкулезом.
– А кто в группе риска?
– Пациенты с хроническим обструктивным бронхитом, сахарным диабетом, постковидные, ВИЧ-инфицированные, нарко-и алкозависимые. При контакте с больным туберкулезом эти категории заболеют быстрее. И если медработник приглашает на флюорографию раз в год, не стоит игнорировать визит в поликлинику.
– Лечение туберкулеза длительное?
– Длительность лечения зависит от того, какая форма заболевания. Если туберкулез с сохраненной чувствительностью микобактерии к препаратам первого ряда, продолжительность лечения в стационаре два-четыре месяца, затем амбулаторно. В общем, от шести месяцев. Если возбудитель устойчив, назначают лекарства второго ряда и даже резервные. Такое лечение продлится до двух лет. Государство делает все, чтобы больной выздоровел и был безопасным для общества. Ведь один бациллоноситель за год может заразить до десяти человек.
– Зачем ребенка прививают от туберкулеза в первые дни жизни, а не позже?
– Новорожденный встречается с большим количеством патогенов. Вне стен роддома может столкнуться с диким штаммом туберкулеза. И если ребенок не привит, то не исключен летальный исход.
– Такие случаи были?
– Помните, когда югославскую вакцину отменили из-за поствакцинальных осложнений, три месяца мы не прививали детей. В итоге двенадцать малышей заболели туберкулезом. Для большинства все закончилось благополучно. Треть детей, к сожалению, умерли. Помните, что лечение от туберкулеза – огромная лекарственная нагрузка на маленький организм. Лучше привиться..
– В школах делают пробу Манту, многие родители отказываются, считая это вакцинацией.
– Проба Манту – диагностическая проба – никакого отношения к вакцинации не имеет. Она содержит возбудителя туберкулеза в качестве аллергена, на который нужно получить ответ. Флюорографию до пятнадцати лет детям не делают, поэтому проба Манту – единственная диагностика. Она может показать болен ли ребенок или инфицирован. Это разные состояния. Если ребенок инфицирован, это значит в его в организме есть возбудитель, но он неактивен (латентное состояние), вакцина уже противопоказана, иммунный ответ сформировался. Такому ребенку нужна профилактика. По статистике, треть населения земли инфицирована. Больному ребенку требуется лечение.
Каждый год мы обследуем порядка 80 тысяч детей, из них до 12 тысяч – первоклассников. Из них десятая часть с положительной реакцией дообследуется у педиатра.
– Почему прививают от туберкулеза два раза?
– Вакцинация от туберкулеза не дает пожизненного иммунитета. Лет пять-шесть максимум. В семь лет вакцинируем, чтобы поддержать иммунитет. Позже смысла нет. К 14 годам организм 70 процентов детей инфицирован. Мы носим «спящую» палочку Коха в себе, но это не говорит, что заболеем туберкулезом.
– Как минимизировать риски?
– Я скажу банальное, но это именно так. Здоровый образ жизни, больше бывать на свежем воздухе. Как можно чаще проветривать комнаты. Меньше находиться в местах большого скопления людей.
– Простое из этого, пожалуй, только проветривание комнат. Ответ для тех, кто может держаться правил и особо мнителен: детей лучше держать подальше и от песочниц, вдруг кто больной в них плюнул?
– В песочнице больше риск заболеть глистной инвазией, так как животные используют ее как туалет. А бактерия туберкулеза тяжелая, и оказавшись на земле с выделением больного, не может взлететь и попасть в дыхательные п у т и человека. Заразиться можно только при контакте с больным, когда он на тебя кашляет, а ты вдыхаешь этот воздух. Медицинская ма ск а не спасет. Кстати, несколько лет назад мы проводили обследование автобусов, проходящих мимо тубдиспансера, когда там находилась поликлиника. Ничего не нашли.