Об интервью с Нинель БЕРЕЛОВИЧ мы договаривались по WhatsАpp. А ведь героине, на минуточку, 94 года.
Через весь Союз
На фото – Нинель и Майя Берелович. Разница между сестрами – четыре года. История семьи началась в Риге, откуда родом отец семейства. В силу разных обстоятельств он сначала переехал на Украину, где и познакомился со своей будущей женой. А потом молодая семья исколесила весь Советский Союз. В 30-х годах прошлого века приехала в Казахстан.– Не знаю, в курсе ли вы, но Кустанайская область образовалась в 1936 году. Если мне не изменяет память, летом. А 1 января 1937 года в Кустанай приехали мы. У нас была хорошая дружная семья! Все тяготы и радости переживали вместе. Жили сначала в Боровском районе, там я окончила основную школу. У нас преподавали далеко не все предметы: русский язык, математика, география (вел ее, кстати, доцент Харьковской консерватории)... Других предметов, таких как, химия, физика, в помине не было. А я хотела поступать в институт. Тогда и решила ехать в город.
В районе нынешней костанайской физиополиклиники тогда стояли частные дома. В одном из них и жила. В город приехала с несколькими платьишками, в папиных сапогах... Училась в женской школе. Потом родители с Майей переехали. Папа работал сначала в Завготсырье, потом в финуправлении, мама была ответственным инструктором обкома партии.
После школы юная Нинель поступила в Челябинский мединститут. И началась другая жизнь. С редкими звонками и письмами в Кустанай.
Две сестры
– После учебы я осталась преподавать в институте, – вспоминает Нинель Петровна. – Через двадцать лет переехала в Кемерово. В 80-х умерли родители. В итоге через сорок лет я вернулась в Кустанай. Потому что Майя осталась одна. Работала в горбольнице и на полставки во ВТЭК. Моя профессия очень важна для меня. Даже на пенсии я продолжала работать.Собеседница рассказывает о своей жизни, перебирая пожелтевшие фотографии семейного альбома. Вот сестры, совсем еще малышки. Майя Петровна погладила снимок: «Посмотрите, какие мы красавицы, какие платья у нас были...». От потертых альбомов веет домашним теплом... Улыбающиеся со снимков лица кажутся удивительно одухотворенными. Держим в руках целую эпоху на примере одной семьи...
Так, с 80-х, две сестры и живут в центре Костаная.
– Конечно, не все уже можем сами. Помогают соцработники. И продукты купят, и приберутся дома, и постирают. Но мы тоже не сидим. Минимум трижды в день я готовлю нам кушать. Всегда свежее. Майя моет посуду, помогает подметать комнаты. Я много читаю. А еще шью, шью, шью....
Тут пенсионерка одернула себя: «Об этом не надо писать, наверное...». И все же сестры наперебой начинают показывать все, что сшито Нинель Петровной. Открываются двери шкафов. По очереди демонстрируются костюмы, блузки. Да и те вещи, что сейчас на сестрах, тоже дело ее рук. Совсем недавно наша героиня закончила шить костюм для подруги... Напоминаем, героине 94 года!
Возраст не повод
Знаете, бывают такие квартиры, где каждая мелочь на своем месте. И множество фотокарточек на стенах, и подушечки, заботливо уложенные на софе, и бордовая скатерть на столе. Такое уютное ретро. И вдруг... большой современный телевизор в углу.– У нас не просто большой экран, – с улыбкой подмечает собеседница. – Мы телевизор подключили к Интернету. Теперь сами решаем, что смотреть. Я обожаю концерты классической музыки, медицинские передачи. Конечно, мы с сестрой внимательно следим за новостями. И местными, и международными.
Оно и понятно. У сестер пять племянников в США, два – в Австралии, один – в Канаде. В Израиле – двоюродная сестра, у которой 13 внуков и правнуков.
– Я ради общения с сестрой и купила мобильный телефон, – говорит Нинель Петровна. – Почти каждый день созваниваемся.
– По видеосвязи?
– Конечно. О чем говорим? Да ни о чем. Как дела, как погода, кто что приготовил. Иногда, когда пеку, рассказываю, какие пирожочки у нас сегодня на обед.
Слушаю и невольно разглядываю шуструю собеседницу. Подкрашены губы, маникюр... Одета с иголочки, ухожена.
– Возраст не повод расслабляться, – объясняет героиня. – За собой всегда надо следить. Нас так мама учила. Мы этой зимой с Майей сильно приболели по очереди. На улицу не выходим. А раньше всегда вдвоем гуляли. Сейчас чувствуем себя гораздо лучше. Скоро опять будем гулять. Возьмемся под руки, и вперед. Недавно соседка рассказывала, что продавец овощей спросил: «А где пропали наши дамы в шляпках?». Я пообещала, что скоро вернемся. Хорошо, что нас запомнили именно так: «Дамы в шляпках»... Красиво, правда?..