Внешняя презентабельность сама бросается в глаза. Но как разглядеть красоту души? Внутренний стержень? Талант? Трудолюбие?
Ефрейтор
-Да нет, я ни одного дня не работал, – смеется Самат ИБРАЕВ, который трудится на трех работах.
И припоминает популярную в Интернет-пространстве фразу: «Найди работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня в жизни».
Днем он преподает в университетской студии искусств «Өнер»: занимается со студентами вокалом, ставит голос, работает с хором. Вечером играет в кафе. Плюс несколько дней в неделю еще и в рок-баре. Раньше у него была четвертая работа – в филармонии. Уходил утром в девять, приходил в час ночи. Сейчас хотя бы до обеда можно немного отдохнуть.
Беседа с Саматом рушит мои стереотипы. В частности, тот, где значится, что музыкант обречен быть бедным и пьяным. Здесь все не так. Сам заработал на квартиру и машину, да еще и маме с братом помогает.
– Да нет, дело не во мне, – чувствуется, что Самату неловко говорить о своих достижениях, добавляю в список достоинств еще и скромность. – Просто обстоятельства так сложились. Сложные обстоятельства – это проверка человека на прочность, возможность открыть в себе то, о чем не знал раньше. Кто-то открывает, а кто-то ломается, сдается.
Родом Самат Ибраев из Камыстинского района. Потом родители переехали в Рудный, там он учился в кадетской школе. Даже получил звание ефрейтора. После девятого класса собрался было поступать дальше, продолжить карьеру. Да не прошел медкомиссию. Не расстроился. Подумал, что значит так и должно быть.
А после одиннадцатого выдержал битву с родителями и все-таки поступил в Рудненский музыкальный колледж! Родители хотели, чтобы сын пошел учиться на инженера. Но Самат решил, что нужно делать то, что хочется. И начал учиться на отделении эстрадного вокала.
Но через год умер отец. На плечи Самата легла ответственность за семью. Пришлось переводиться на дирижерское отделение: после эстрадного можно было только петь, а последнее давало право преподавать. Нужно было кормить семью. Поэтому он работал в Рудненской гимназии, параллельно учился заочно в КГУ, получал высшее образование. Поэтому он никуда не уехал отсюда. Хотя мог бы. С его талантом, умением работать и учиться. В колледже Самат научился играть на пианино. Вполне прилично. Но основной его инструмент – гитара.
«Нау»
Наши пути пересеклись в рок-баре, на вечере каверов «Наутилуса». Сначала он спел несколько песен группы «Сплин». Уже тогда поразилась – не слышала, чтобы так перепевали Сашу Васильева. Очень тонко и уместно. Не копируя, сохраняя суть и привнося свое. С нетерпением ждали «Наутилус». И не прогадали. Все осталось в том же ключе. Только вместо дерзкой лирики Васильева музыкальные аксиомы «Нау» и психоделичные образы Бутусова. И опять почерк маэстро сохранен.
Точно не знаю, когда именно подумала, что про него нужно написать. Наверное, когда он запел «Люди на холме» из «Брата». А еще почему-то подумала, что он наверняка пишет свои песни. И вновь не ошиблась. Пишет. За восемь лет около ста пятидесяти песен. Правда, в стол. В студии ни разу не записывался. Только несколько на диктофон. Вы можете послушать песни Самата на сайте «КН». В них есть глубина, печальная красота, тот самый стержень-концепция, который «держит» произведение, не дает ему развалиться на куски. Ему бы коллектив.
– Помните парня, тогда со мной играл, слева, на сцене?
Киваю. Удивляюсь – оказывается, в тот вечер музыканты встретились первый раз. Но у них очень слаженно получалось. Самат кивает. Говорит, что, кажется, нашел соратника. Попробуют работать вместе.
-Только это не надо никому. – Самат грустно улыбается. – Сегодня не нужна такая музыка. Люди стали более черствыми. Нет времени чтобы услышать друг друга и настоящую музыку. Хотя для каждого своя музыка хорошая и настоящая.
Кстати, даже завсегдатаи рок-бара далеко не все ценят творчество Гребенщикова, Бутусова, Васильева или Александра ИвАнова из «Торбы-на-Круче». Им бы чего попроще – «Жуков», «Ляписа» или те песни, что знают все. Которые вроде и стали визитной карточкой исполнителя, но так затерлись, что уже не отражают его индивидуальности. Самату такой рок тоже не по душе. Он еще с детства понял, что не хочет быть как все. Что мнение большинства – не обязательно то мнение, которое нужно ему.
-Мы должны быть
внимательней
в выборе слов,
Оставь
безнадежных больных.
Ты не вылечишь мир
и в этом все дело.
Пусть спасет
лишь того,
кого можно спасти,
Спасет того,
кого можно спасти
Доктор твоего тела, -
звучал со сцены очередной кавер «Нау». И что здесь добавишь?!