Фасад дома по улице Баймагамбетова, 152 в Костанае с прошлого года радует глаз прохожих. Его обшили за счет бюджета. Но «начинка» не изменилась. Жильцы считают: дом аварийный.
Что внутри?
Эта двухэтажка в самом центре города. В 2019 году аким Костанайской области Архимед Мухамбетов говорил о расселении жильцов аварийных домов. И тогда сказал, что признаки аварийности имеют десять домов. Тот, что по улице Баймагамбетова, 152, входит в это число.Но признаки – не статус. А статус аварийного дом не получил. Жильцам пришлось довольствоваться только тем, что строение обшили сайдингом, поменяли кровлю. Внешний вид здания преобразился. Он перестал пугать прохожих. Но ведь не только в этом была проблема. Жильцы обратились в «КН». Потому как считают, что их жизням угрожает опасность.
Андрей Гольдорф живет на втором этаже. Сейчас в квартире почти ничего не напоминает о недавнем ремонте. По словам мужчины, крышу в доме заменили, но в вентиляционной шахте скапливается конденсат. В результате потолки в доме сыреют. Следы воды видны во всех комнатах. Где-то даже пришлось латать образовавшиеся дыры.
Карлыга Искакова не имеет своего жилья. Акимат города давно предоставил ей арендное в этом самом доме. Женщина говорит, что других вариантов у нее нет, поэтому и терпит. Если у Андрея проблема с потолками, то у нее проваливается пол.
– Боюсь оказаться однажды в подвале. На кухне, в зале, в туалете – всюду проблемы. Когда из подвала смотришь, видно, что доски сгнили, – жалуется женщина.
Жильцы не сомневаются: их дом аварийный. Но почему же его таковым не признают?
Общее дело
Первая, и самая главная причина – в самих жильцах. Нужно включиться в процесс всем. А это не так. Например, Андрей Гольдорф приглашал специалистов для первичного осмотра дома. Но до экспертизы дело не дошло. Она стоит денег. Не все соседи готовы платить.– В доме есть неблагополучные семьи. Вот и получается, что топчемся на месте. Я как-то пробовала на себя инициативу брать, но потом рукой махнула. Еще и потому, что финансово нужно вкладываться, – говорит одна из соседок.
В этот момент стены завибрировали. «По улице проехал автобус», – пояснили жильцы. Они уже привыкли. Кстати, дом этот вне списка обслуживающих организаций. ПКСК его в свои ряды принимать отказывались. О создании ОСИ или ПТ никто не думал.
– Будто на месте застыли. Вроде дом в центре города, сейчас еще и обшит, а внутри – ужас, – сетует Андрей Гольдорф.
По правилам
В акимате города напомнили о процедуре признания дома аварийным. В первую очередь о признании его таковым должны позаботиться сами жильцы.– Им необходимо заказать независимую проверку экспертной организации. Затем акимат создает комиссию. Ее члены выезжают на адрес, эксперты снова изучают дом и составляют заключение. После чего жилище признают аварийным, – объяснили в отделе жилищных отношений.
Таким образом жильцам, если они действительно хотят изменить ситуацию, все равно придется объединяться.
Что нужно делать, если дом не подлежит сносу и не признан аварийным? Отвечает юрист «КН» Светлана Абдрашитова:
– Жилье – собственность частная, а не государственная. Значит, нужно провести общее собрание и поднять вопрос ремонта. Есть два варианта: самим собрать сумму за счет целевых взносов либо участвовать в госпрограмме. То есть за счет бюджетных средств, но на возвратной основе.