Как складывался многонациональный Казахстан. Это уникальный пример, аналогов которому в мире нет.
Начать, пожалуй, можно с переселенческих времен второй половины XIX века. Именно тогда на территорию Степи хлынули потоки крестьян из Центральной России и Украины. Их привлекали вольные земли.
Второй приток представителей разных национальностей на территорию Казахстана – предвоенное и военное время. Тогда сюда были сосланы сотни тысяч немцев, чеченцев, татар, поляков... Без помощи и поддержки местного населения они бы просто не выжили. Люди делились последним и становились родными друг другу. «То, что во мне нет нацизма, расизма, это от казахского народа», – рассказывает ныне живущий в Германии немец.
Третья волна переселенцев прибыла и осела в Казахстане во время целинной эпопеи. В то время на карте Кустанайской области во множестве появились совхозы и населенные пункты с названиями тех городов и республик СССР, откуда приехали первоцелинники: Московский, Ленинградский, Киевский, Минский...
Целинник Владимир Ткачук, киевлянин, вспоминал о переезде так: «...Получив путевку в райкоме комсомола, мы спросили: «Где же находится Казахстан?». Но никто толком не знал ничего о нем, тем более о Кустанайской области, но все почему-то решили, что это южнее Украины, а значит, теплее. ...Приехали в Кустанай, ахнули, снега по колено и мороз под 40 градусов... Приехала молодежь из г. Свердловска, г. Москвы и других мест – строители и механизаторы. Что ж! Надо обустраиваться! И мы поселились в видавшей виды конюшне... Но нам, молодым, здоровым парням и девчатам, было весело – пахали, сеяли и строили...».
Петр Добровольский, целинник, работавший в те годы в Сорочинской МТС, оставил такие воспоминания: «...Семейные пары разместили в двух небольших землянках, одиночек временно взяли к себе местные жители, в основном трактористы. Вечером того же дня семейную пару Юрченко Якова и его жену Лизу, в том числе и меня, пригласил на ужин Игликов Кожахмет. Это была многодетная, дружная семья. Нас эта семья встретила очень тепло и радостно. Игликов Кожахмет был первым настоящим человеком, который по-отечески раскрыл тайны дружбы, братства и взаимопонимания людей всех наций. Первую путевку на целину вручил комсомол, а вторую путевку, как надо правильно осваивать эту целину, как себя вести в этой обстановке, дал этот умный человек... Уборка шла напряженным темпом, но упорно и настойчиво мы двигались вперед и уже перевалили за вторую половину уборочных работ, как гром на голову появились тучи, пошел дождь. Мы его ждали летом, даже по казахским обычаям зарезали лошадь и корову, прося у Аллаха дождя...».
В 1979 году на мероприятии, посвященном 25-летию целины, Динмухамед Кунаев сказал так: «Республика еще никогда не знала такого бурного темпа великого преобразования, которое меняло в корне край... Нелегкая, но счастливая судьба целинного хлеба собирала людей из самых разных уголков страны в дружную интернациональную семью... Целина с самого начала стала сокровищницей мудрого опыта и трудовых навыков всех народов...».
Хайдару Мендыкулову, когда началась целина, было 17 лет. Жил он в поселке Милютинка Житикаринского района. В 1954-ом окончил в Житикаре казахскую среднюю школу. Начал работать учетчиком на животноводческой ферме совхоза «Красноармейский» в поселке Какпак. В декабре 1954 года был организован целинный совхоз «Степной», где Хайдар стал уже заправщиком в тракторно-полеводческой бригаде. И одновременно поступил в сельхозинститут на агронома-экономиста. Учеба давалась непросто, но институт парень окончил. И пошел вверх, только не по сельскохозяйственной, а партийной стезе. Судьба Хайдара Мендыкулова – пример того, как благодаря целине росли и формировались в Казахстане национальные кадры.