Лесхозы области приступили к работам по восстановлению леса. Миллионам новых деревьев быть!
И быть им в гораздо большем, нежели обычно, количестве. По сравнению с прошлым годом объемы высадки молодняка увеличены сразу в шесть раз – лесной госфонд в текущем году пополнится на 24,1 млн деревьев. Большая часть из этого объема – сосна, высадят 17,4 млн деревьев. Еще одна порода – береза – 6,6 млн саженцев. На березе в регионе специализируются всего три учреждения лесного хозяйства из одиннадцати – Тарановское, Урицкое и Михайловское. Корреспонденты «КН» выехали в последнее.
Сверхплан
Михайловский лесхоз расположен на территории Карабалыкского района. Здесь растут преимущественно лиственные породы деревьев. Осина не в счет: лесничие называют ее сорняком. Берегут и возделывают только березу. План посадки на текущий год – 375 гектаров.
– Это большая нагрузка для нас. Чтобы выполнить план, в прошлом году собрали 344 кг семян, что в три раза больше, чем обычно, – поясняет директор учреждения Казбек Мухамеджанов. – В нынешнем году план по сбору семян еще более серьезный – 500 кг.
Увеличение плана предполагает и трудоустройство дополнительных работников. С ними беда. Сельчане предпочитают работать на местных крестьян: здесь зарплаты выше. Конкурировать с зарплатой сотрудника лесхоза очень просто. Она составляет всего 70 тысяч тенге.
Плохое семя
Но главная проблема этого лесхоза (впрочем, как и всех остальных), не в дефиците рабочих рук. Большая часть семян, собранных в прошлом году, оказалась некондиционной. Виной тому – засуха.
– Наша работа во многом зависит от погоды. Прошлое лето было засушливым и семена не налились. Вроде бы выросли, а питательных веществ внутри не накопили. Получилось, что работа оказалась бесполезной – 146 кг семян впустую собрали. Они ушли в утиль, – говорит директор лесхоза.
Риск, что этим летом ситуация повторится, велик. Синоптики уже прогнозируют засуху. Плюс ко всему в березовом лесу стали происходить аномалии.
– В предыдущие годы цветение дерева обычно происходило перед 1 мая или в первых числах месяца. В последние годы мы наблюдаем это значительно раньше, чуть ли не в середине апреля, – делится наблюдениями заместитель директора Кырымсак Болат. – В этом году такая особенность: к 20 апреля уже вовсю происходило мужское цветение, а женское – нет. Так не должно быть, надо одновременно. Это все из-за ранней весны.
Аномалию, о которой говорит лесник, в этом году могут наблюдать даже городские жители. Оба вида сережек – мужские и женские – могут сосуществовать на одном дереве. И выглядит это так: одна ветка березы выбросила сережки, вторая – нет. Чем закончится эта история, пока неясно. А вот засуха – это, однозначно, беда.
– Она чревата невыполнением плана по сбору семян. А значит, в итоге не будет нужного объема посадочного материала. Придется закупать его в других лесхозах области. Но будут ли семена там? Ведь засуха может охватить всю область, – поясняет Казбек Мухамеджанов.
Из-за засухи семена, признанные в прошлом году годными к посадке, оказались плохого качества. Первого класса – самого лучшего – не было вовсе, второго – всего 12 кг, остальное – 3 класс, вообще не рекомендуемый к посадке.
Новая жизнь земли
Мы выехали в село Босколь. Именно здесь, на территории Кидралинского лесничества, сейчас работают с сеянцами. Прежде это были земли сельхозназначения. Через пару лет на заброшенной почве поднимется лес в 30 тысяч стволов.
Неподалеку от места посадки лесники расположили снежный бурт. По своей сути это холодильник для сеянцев – плотный сугроб, защищенный от солнечных лучей соломенным настилом. Маленькие березки лежат прямо в снегу. Холод не дает почкам распуститься до срока. Сортируют их, не отходя от грядки.
Годный сеянец, говорит замдиректора, должен соответствовать целой линейке параметров: высоте (от 10 до 25 см), диаметру корневой шейки (не более 2,5 мм) и длине корневой системы (15-20 см). Нестандарт, как и некондиционные семена, идет в утиль. Они все равно не приживутся: для развития не хватит энергии роста.
На лоне природы
На свежем воздухе, говорят лесники, работается весело, с аппетитом. Бывает, что и замерзнешь на зябком ветру. Для согрева есть самовар, для настроения – хорошая компания коллег.
Но чаепитие и разговоры – потом. Сначала рабочий процесс. Машины и люди часами работают в одной команде: к трактору крепится посадочная машина, острый сошник опускается в борозду, образуя в ней ямку, следом туда попадает сеянец. Довершает работу оправщик. Он идет следом за трактором и притаптывает ямки, чтобы закрыть корень.
И так каждый день, с 8.00 до 20.00. При хорошей погоде в день рабочие успевают пройти территорию площадью 2-2,5 га. Небыстро. Но ведь скорость в этом деле не главное. Главное здесь – его качество. Дать ту самую энергию сеянцу, чтобы он стал в будущем деревом.