Самая обсуждаемая тема на политическом поле Казахстана – изменение Конституции страны.
Многообещающе
Поправки и изменения предлагается ввести в треть статей и норм Основного закона. Они настолько серьезные, что Президент Касым-Жомарт Токаев назвал их рождением «Второй республики». Заявление настолько важное, насколько и многообещающее.Часть из будущих изменений Президент уже реализовал: стал беспартийным, отказавшись от председательства в партии «Аманат». Анонсируется отход от суперпрезидентской формы правления. По мнению директора Института евразийских исследований Уразгали Сельтеева, «Токаев пытается заложить политическую культуру на конституционном уровне для следующих президентов, чтобы они не могли концентрировать в своих руках безграничную власть. Смысл всех поправок заключается в том, чтобы сбалансировать институты власти, сформировать систему сдержек и противовесов».
Что изменится?
Стоит ли ожидать от этих поправок реальных политических перемен? Эксперты пока отвечают на этот вопрос весьма сдержанно. Тем не менее на прошлой неделе Конституционный совет Казахстана принял к производству обращение Президента по поправкам в Конституцию. Одного из разработчиков Конституции 1995 года доктора юридических наук Сергея Жалыбина мы попросили назвать несколько главных, по его мнению, изменений в Основной закон.– Из всего комплекса намеченных конституционных поправок я бы хотел выделить те, которые, на мой взгляд, относятся непосредственно к защите прав и законных интересов казахстанцев. Прежде всего, важным является предложение, касающееся общенародной собственности на землю и ее недра, воду, растительный и животный мир, другие природные ресурсы.
В ныне действующей Конституции зафиксировано, что все эти природные богатства находятся в государственной собственности. В чем суть изменения? Чтобы понять, надо вспомнить о событиях трехлетней давности, когда на улицу вышли люди с требованием запретить продажу земли иностранцам. Несмотря на то что и в то время Конституция запрещала продажу земли и речь шла только о долгосрочной аренде, на многочисленных митингах звучали призывы не отдавать решение этого вопроса на откуп государству из-за возможных злоупотреблений чиновников. Поэтому сегодня предлагается вместо слов «...земля, ее недра ...и другие природные ресурсы находятся в государственной собственности...» написать, что все эти богатства Казахстана «...принадлежат народу». В перспективе это должно означать, что наш народ может рассчитывать на получение дохода от использования недр земли.
Очень важная норма – предоставить Парламенту для оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности права немедленного рассмотрения и принятия требуемых законов на совместном заседании палат. Поводом к внесению поправки послужили события начала года, когда Высший законодательный орган оказался фактически в роли стороннего наблюдателя из-за длительной и забюрократизированной процедуры принятия законов. Ситуацию указами и распоряжениями разруливал Президент.
Теперь Парламент получит право оперативно принимать законы по различным вопросам, включая обеспечение обороны и безопасности государства. Высший законодательный орган страны, с одной стороны, действует непосредственно от имени народа, а с другой, снижает влияние и ответственность главы государства, что согласуется с уменьшением уровня суперпрезидентской вертикали власти.
И наконец, отмечу поправку, касающуюся Уполномоченного по правам человека. Сегодня компетенция УПЧ регламентируется соответствующим законом. Однако практика показала, что для эффективной защиты прав граждан Уполномоченному необходим более высокий статус. Поэтому в конституционный раздел «Суд и правосудие» вводится новый госорган – Уполномоченный по правам человека. Вслед за этим будет принят новый Конституционный закон, по своей иерархии более высокий, чем ныне действующий. В итоге это должно повысить эффективность защиты прав человека в нашей стране.